поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Крейсер "Аврора" в Великом сражении Японского
моря (продолжение)
Различные повреждения были причинены другими, более мелкими
осколками, но с ними быстро справились под руководством поручика Ч. Ф.
Малышевича. Изолированность от внешнего мира угнетающе
действовала на личный состав "нижней" команды. Изредка о происходящем
наверху доходили самые различные слухи. Но в общем настроение до гибели
броненосца "Бородино" было приподнятое.
Машины работали без единого отказа. А доставалось им изрядно. Все время
приходилось менять режим их работы - то с "полного вперед" на "стоп", то
"назад". Машинисты едва успевали переводить кулисы. Все в машинной и
котельной командах работали без подмены, и это продолжалось более 12 ч.
"Вот, например, образец скромной, не бьющей в глаза деятельности этих
тружеников: машинист Богаевский должен был, при беспрестанных переменах
ходов, то открывать, то закрывать главный детандер. На индикаторной
площадке (где располагался пост Богаевского - авт.) была адская жара.
Всякий раз, слезая оттуда. Богаевский прямо метался от жары вперед и
назад и совал свою голову под струю холодного воздуха из вентиляторной
трубы. Через минуту опять приходилось лезть к детандеру. Когда же
Богаевскому предложили подсмениться, он отказался. Да будут же упомянуты
хотя здесь, хотя одним добрым словом эти незаметные герои, "духи",
закопченные дымом, углем, маслом, непохожие на людей, в своих мрачных
подземельях, в душных угольных ямах, трюмах, в раскаленных кочегарках,
исполнившие свой скромный долг перед Родиной",- вспоминал доктор
Кравченко.
Повреждения носовой части корпуса крейсера
Аврора
Вместе с темнотой наступила и заключительная фаза боя. На русские
корабли со всех сторон бросились в атаку японские миноносцы. Только по
"Авроре" и "Олегу" было выпущено семнадцать торпед. В итоге оставшаяся
русская эскадра была полностью дезорганизована и к утру перестала
существовать.
Уцелевшие в ночном бою крейсеры "Олег", "Аврора" и присоединившийся к
ним крейсер II ранга "Жемчуг" предприняли несколько попыток прорваться
на север во Владивосток, но были оттеснены японскими кораблями к югу.
Сильно пострадавший "Олег" не мог уже развить скорость более 10 уз, что
сказывалось на скорости всего от-
ряда. Кроме того, на кораблях оставалось немного топлива. А на "Авроре",
к тому же, из-за больших пробоин в дымовых трубах резко увеличился
расход угля.
На рассвете после боя доктор Кравченко, выйдя из перевязочного пункта на
верхнюю палубу, увидел свой крейсер со следами ужасного разрушения. "Все
было смято, разворочено,- писал он в своем дневнике,- торчали
исковерканные стальные листы, валялись обломки, зияли дыры и пробоины,
деревянная палуба была точно изрыта, барказы обращены в щепы, всюду
следы мелких осколков, коечные траверзы были сбиты, пропороты, но свою
роль сыграли блестяще и спасли жизнь массе людей". В результате
попаданий японских снарядов надводная часть корпуса, надстройки, дымовые
трубы крейсера имели серьезные повреждения, фок-мачта отбита наполовину,
затоплены четыре носовые угольные ямы, вышли из строя шестидюймовое
орудие, пять 75-мм и одна 37-мм пушки, повреждены артиллерийские
элеваторы для подачи боезапаса и приборы управления стрельбой. В бою
израсходовали 1905 снарядов. На "Авроре" в сражении было убито десять
человек, в том числе командир крейсера Е. Р. Егорьев, восемьдесят девять
человек ранено, из них шесть смертельно и восемнадцать тяжело.
Повреждения в дымовых трубах крейсера
Положение крейсеров было критическим. Прорыв во Владивосток через
Японское море, контролируемое неприятельским флотом, вряд ли мог
принести удачу. Для перехода вокруг Японии крейсеры не имели топлива.
Несмотря на это их офицеры настаивали на прорыве. Но командир отряда
контр-адмирал О. А. Энквист решил: ввиду недостачи угля идти в Шанхай,
чтобы принять там топливо с русских угольщиков, а затем прорываться во
Владивосток. Но и этот план был изменен, так как из-за приливо-отливных
явлений корабли не успели бы принять в Шанхае уголь ввиду ограниченного
правилами нейтралитета времени стоянки в порту. Было окончательно решено
идти в нейтральный американский порт Манилу (Филиппинские острова) ,
пополнить там запасы топлива, исправить наиболее серьезные повреждения,
а уж затем прорываться во Владивосток. Учитывая, что на "Авроре" погиб
командир, а вступивший в командование крейсером старший офицер серьезно
ранен, контр-адмирал Энквист перешел со своим штабом на "Аврору".
Израненные русские корабли с почти пустыми угольными ямами самым малым
ходом вошли в Манилу 21 мая. Вопреки ожиданиям, здесь они были
интернированы американскими властями с согласия русского правительства.
Общественное мнение Петербурга, узнав о поражении русской эскадры, но не
зная еще подробностей сражения, пыталось бросить тень на корабли отряда
Энквиста, обвиняя команды "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" в бегстве с поля
боя. Но отчеты и свидетельства очевидцев расставили все на свои места.
Участник Цусимского сражения доктор Кравченко, заканчивая свои
воспоминания о нем, подвел итог: "Судьба сохранила вас в живых для
Родины, для новых испытаний и новых подвигов, и стыдиться, авроровцы,
вам нечего!".