поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Значение речного транспорта для народного хозяйства необходимо
рассматривать в неразрывной связи с другими видами транспорта,
образующими единую транспортную систему. Несмотря на относительно
небольшую долю речного транспорта в общем грузообороте транспорта страны
во многих районах, а также в перевозке ряда грузов, ему принадлежит
ведущая роль. Транспортные затраты на доставку массовых грузов по водным
путям в больших объемах и на значительные расстояния, как правило,
существенно ниже, чем на других видах транспорта. Этому способствуют
значительные глубины на основных внутренних водных путях, позволяющие
использовать крупнотоннажные суда (грузоподъемность сухогрузных судов
достигает 5300 т, нефтеналивных - 9000 т) и большегрузные составы
грузоподъемностью до 22 500 т. При этом достигаются высокая
производительность труда на перевозках, относительно небольшие удельные
затраты топлива, низкие энерго- и металлоемкость. Речной транспорт
незаменим также при доставке нестандартного крупногабаритного и
тяжеловесного оборудования.
Основным достоинством речного транспорта является то,
что он использует естественные водные пути, за исключением искусственных
судоходных каналов. В мире нет другой страны со столь широко развитой
сетью внутренних водных путей, как Советский Союз. Общая протяженность
рек в нашей стране составляет свыше 2,3 млн. км (из них около 500 тыс.
км пригодны для судоходства и лесосплава). Из 70 крупных рек,
протекающих по территории Европы и Азии, половина приходится на
Советский Союз. Среди них такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон,
Кама, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др. СССР имеет
более 2 тыс. крупных озер. К наиболее значительным относятся Ладожское,
Чудское, Онежское, Белое, Балхаш, Байкал.
Общая протяженность эксплуатируемых судоходных путей страны составляет
около 126,6 тыс. км Наибольшее значение имеют водные пути с
гарантированными глубинами, позволяющими бесперебойно осуществлять
перевозки грузов и пассажиров. Суммарная протяженность путей с
гарантированными глубинами составляет около 84 тыс. км, из них
искусственных - более 21,1 тыс. км.
Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского
водного пути имени В. И. Ленина, канала имени Москвы, Волго-Донского
канала имени В. И. Ленина основные реки европейской части страны
объединены в единую водную транспортную систему, обеспечивающую
транспортные связи расположенных здесь экономических районов.
Строительство каскада крупных гидроэлектростанций и создание
водохранилищ на Волге, Каме, Дону и Днепре превратили ее в единую
глубоководную систему (ЕГС) с гарантированными глубинами 3,5 м, а на 90%
протяженности - 4 м и более. При осуществлении ряда технических
мероприятий имеется возможность дальнейшего увеличения протяженности
водных путей с гарантированными и повышенными глубинами. В настоящее
время на водных путях страны эксплуатируется свыше 160 камер шлюзов.
Около 96% общей протяженности эксплуатируемых водных путей оборудовано
судоходной обстановкой; примерно 60% путей имеют освещаемые судоходные
знаки.
Внутренние водные пути нашей страны характеризуются не только большой
протяженностью, но и значительной разветвленностью, позволяющей
эффективно использовать их для транспортного обслуживания глубинных
районов. Практически все крупные магистральные реки имеют многочисленные
боковые притоки с относительно небольшими глубинами - до 1,2 м. Их
относят к категории малых рек. Особенно много таких рек в Сибири и на
Дальнем Востоке. Из общей протяженности водных путей, используемых
пароходствами восточных бассейнов для транспортных целей (72,7 тыс. км),
на долю малых рек приходится около 55%, в том числе по Иртышскому
пароходству их доля (по протяженности) составляет около 59%,
Западно-Сибирскому - 67%, Енисейскому - 55% и Ленскому объединенному -
58%.
По голубым дорогам страны ежегодно перевозят в больших объемах хлеб и
другую сельскохозяйственную продукцию, лес, соль, уголь, руду, изделия
различных отраслей промышленности, строительные материалы и другие
грузы. В 1985 г. речным транспортом страны перевезено 632,6 млн. т, и по
объему перевозок грузов в тоннах он вышел на первое место в мире.
Особо важную роль водные пути, в том числе малые реки, играют в
транспортном обслуживании вновь осваиваемых районов Севера, Сибири и
Дальнего Востока, где другие наземные виды транспорта в силу
природно-климатических условий развиты, как правило, слабо. Здесь речной
транспорт выполняет пионерную роль, доставляя в труднодоступные районы
технику, оборудование, продовольствие и другие грузы геологоразведочным
и изыскательским партиям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной
эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных
объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая тем самым ускоренное
освоение, а затем и развитие этих районов. Большое количество
народнохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в
нефтегазодобывающие районы Западной Сибири, Норильскому
горно-металлургическому комбинату, предприятиям алмазо- и
золотодобывающей промышленности Якутии, лесной промышленности,
нефтяникам Сахалина, многим важнейшим стройкам.
Для последних лет характерно наиболее интенсивное развитие перевозок по
рекам Сибири и Дальнего Востока.