поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Роль и место морского транспорта в транспортном
комплексе страны
Морской транспорт СССР, развиваясь как составная
часть единой транспортной системы страны, полностью удовлетворяет
потребности народного хозяйства во внутренних (каботажных) перевозках и
обеспечивает независимость внешней торговли страны от мирового
фрахтового рынка.
Высокие темпы развития морского транспорта обусловлены не только
потребностями народного хозяйства в морских перевозках, но и его
преимуществами по сравнению с другими видами транспорта по ряду
важнейших технико-экономических показателей: себестоимости перевозок,
производительности труда, скорости доставки грузов, удельному расходу
топлива, металлоемкости на 1 т перевозимого груза и т. д.
Доля морского транспорта в грузообороте всех видов транспорта в
настоящее время составляет около 12%. На морской транспорт приходится
почти половина перевозок внешнеторговых грузов. Из общего объема всех
перевозок морским транспортом 68% приходится на перевозки в
загранплавании. При этом он осуществляет все межконтинентальные и
значительную часть внутриконтинентальных перевозок. Кроме того, морской
транспорт выступает в качестве экспортера транспортной продукции,
участвуя в перевозках грузов иностранных фрахтователей. Коммерческая
деятельность советского торгового флота за рубежом - неотъемлемая часть
внешнеэкономической политики Советского государства.
Важное место во внешней деятельности морского транспорта занимают
вопросы экономического взаимодействия в рамках Совета Экономической
Взаимопомощи. Мероприятия в этой области осуществляются на основе
Комплексной программы социалистической экономической интеграции, которая
успешно реализуется на многосторонней и двусторонней основе.
Разносторонний характер носит сотрудничество Советского Союза в области
морского транспорта с развивающимися странами. Оно выражается в
техническом содействии при проектировании и строительстве портов и
других объектов, при подготовке специалистов в советских морских учебных
заведениях, фрахтовании судов. Создаются смешанные судоходные линии как
для обеспечения двустороннего грузооборота, так и для перевозок в
развивающиеся страны.
Расширяются и углубляются внешнеэкономические отношения СССР с развитыми
капиталистическими государствами. Однако на отношения с этими странами
влияют кризисные факторы, свойственные капиталистической системе, такие,
как инфляция, конкурентная борьба, политика диктата и экономических
санкций, проводимая преимущественно империалистическими кругами США 0
отношению к другим странам. В этих условиях советскому морскому
транспорту постоянно приходится работать над совершенствованием
существующих и поиском новых более эффективных форм деятельности за
рубежом с учетом реальной обстановки, исходя из политики всемерного
развития взаимовыгодного и равноправного сотрудничества.
Наряду с внешнеторговыми морской транспорт осуществляет каботажные
перевозки народнохозяйственных грузов для различных районов страны. Доля
их в общем объеме перевозок составляет около 32%. Особо важную роль
играет морской транспорт в обслуживании районов Арктики и Дальнего
Востока, для которых он является пока единственным и наиболее
эффективным видом транспорта по доставке грузов, особенно тяжеловесных и
крупногабаритных. Доставка грузов в эти районы превращается в сложнейшие
ледовые операции, проведение которых требует решения целого комплекса
трудных проблем, связанных с условиями неопределенности и риска.
Основные показатели развития морского транспорта за 1955-1985 гг.
приведены в таблицах 3.1-3.5.
В настоящее время морской транспорт имеет 17 самостоятельных судоходных
предприятий (пароходств), научные и проектные институты,
ремонтно-строительные тресты, разветвленную систему подготовки кадров.
Флот сегодня - это современные крупнотоннажные суда, имеющие большую
скорость, неограниченный район плавания, надежное навигационное
оборудование, высокую степень автоматизации управления судовыми
механизмами и приспособленные для скоростной механизированной обработки
в порту с наименьшими затратами физического труда.
Таблица 3.1. Рост грузооборота портов
Показатель
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1984
Всего млн. т.
106,6
168,3
234,8
332,9
365,9
392,6
456
В т.ч. :
каботаж
88,9
118,8
134,8
193,2
191,6
176,5
195,3
загранплаванье
17,7
49,5
100,0
139,7
174,3
216,1
260,7
Из них грузы:
сухие-всего
59,5
96,4
133,6
176,5
218,0
233,5
281,6
каботаж
46,7
69,2
80,7
98,8
115,2
110,7
130,4
загранплаванье
12,8
27,2
52,9
77,7
102,8
122,8
151,2
наливные всего
47,1
71,9
101,2
156,4
147,9
159,1
174,4
каботаж
42,2
49,6
54,1
94,4
76,4
65,8
64,8
загранплаванье
4,9
22,3
47,1
62,0
71,5
93,3
109,6
В конце 1985 г. морской транспортный флот СССР насчитывал 1766 судов
общим дедвейтом более 20 млн. т, при этот, практически все суда
соответствуют требованиям Регистра СССР и Регистра Ллойда. Суда
обслуживают более 100 морских торговых портов и оборудованных портовых
пунктов. По общему объем грузооборота морских портов СССР занимает
третье место в мире после Японии и США, а по их внешнеторговому
грузообороту - седьмое.
Морские коммуникации СССР - сложное путевое хозяйстве, включающее в себя
несколько тысяч миль морских судоходных путей, которые оборудованы
средствами навигационной обстановки, обеспечивающими безопасность
мореплавания, сотни миль морских
Таблица 3.2. Перевозки грузов на морском транспорте
Показатель
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1984
Объем перевозок всего, млн тонн
53,7
75,9
119,3
162,0
200,0
228,3
293,7
в том числе
в каботаже
42,4
54,6
61,8
72,5
79,2
77,7
84,4
в загранплавании
11,3
21,3
57,5
89,5
120,8
150,6
155,3
из них судов всего
сухих всего
30,2
43,4
65,8
86,8
108,6
118,4
139,7
в каботаже
21,8
30,4
35,3
39,2
45,5
47,8
54,3
в загранплавании
8,4
13,0
30,5
47,6
63,1
70,6
85,4
наливных всего
23,5
32,5
53,5
75,2
91,4
109,9
100,0
в каботаже
20,6
24,2
26,5
33,2
33,7
29,9
30,1
в загранплавании
2,9
8,3
27,0
42,0
57,7
80,0
69,9
грузооборот-всего тонно миль
37,2
71,0
209,9
354,3
397,5
458,0
488,7
в том числе
в каботаже
20,7
20,8
25,5
33,2
33,7
37,1
42,2
в загранплавании
16,5
50,2
184,4
321,1
363,8
420,9
446,5
из них грузов
сухих всего
24,2
38,5
102,9
180,3
221,1
236,1
310,1
в каботаже
10,8
11,2
13,0
17,0
17,5
19,7
23,9
в загранплавании
13,4
27,3
89,9
163,3
203,6
216,4
286,2
наливных всего
13,0
32,5
107,0
174,0
176,4
221,9
178,6
в каботаже
9,9
9,6
12,5
16,2
16,2
17,4
18,4
в загранплавании
3,1
22,9
94,5
157,8
160,2
204,5
160,2
Средняя дальность перевозки 1 т груза всего,
мили
693
935
1760
2187
1988
2005
2039
в том числе
в каботаже
488
381
413
458
425
477
500
в загранплавании
1460
2357
3205
3588
3011
2795
2875
из них грузов
сухих всего
801
887
1565
2077
2035
1994
2220
в каботаже
495
368
368
434
385
412
440
в загранплавании
1595
2100
2450
3430
3226
3065
3351
наливных всего
553
1000
2000
2315
1930
2019
1786
в каботаже
480
397
472
488
480
582
611
в загранплавании
1069
2759
3500
3757
2776
2556
2292
Таблица 3.3. Показатели развития транспортного флота
Показатель
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1984
Наличие на конец года единиц
661
824
1107
1418
1618
1699
1766
грузоподъемность млн тонн
2,2
3,6
7,3
10,4
13,1
16,1
17,4
Дедвейт млн тонн
2,6
4,1
8,3
12,0
15,0
18,5
20,3
В том числе флот
сухогрузный
число судов ед
484
642
884
1124
1306
1379
1402
грузоподъемность млн тонн
1,6
2,3
4,3
6,3
8,1
9,2
10,9
дедвейт млн тонн
1,9
2,6
4,9
7,4
9,5
10,9
13,1
наливной
число судов ед
115
182
223
294
307
310
285
грузоподъемность млн тонн
0,6
1,3
3,0
4,1
4,4
5,9
5,4
дедвейт млн тонн
0,7
1,5
3,4
4,6
4,9
6,5
6,0
комбинированный
число судов ед
-
-
-
-
5
10
11
грузоподъемность млн тонн
-
-
-
-
0,6
1,0
1,1
дедвейт млн тонн
-
-
-
-
0,6
1,1
1,2
грузопассажирский
число судов ед
62
83
80
79
72
69
68
пассажировместимость тыс чел.
-
-
26,6
28,2
25,2
23,8
23,9
каналов, на которых с помощью специальных средств поддерживаются
необходимые глубины для прохода современных судов.
Морской транспорт СССР располагает мощной судоремонтной базой. В отрасли
33 судоремонтных завода, расположенных на всех бассейнах страны. На
судоремонтных предприятиях установлены новые доки, очистные сооружения;
промышленные предприятия выпускают мелкие транспортные,
служебно-вспомогательные суда, в том числе лихтеры типов ДМ и ЛЭШ,
пассажирские катера, нефтемусоросборщики и сборщики льяльных вод.
Таблица 3.4. Структура основных производственных фондов, %
Показатель
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1984
Основные производственные фонды
100
100
100
100
100
100
100
В том числе
основная (эксплуатационная) деятельность
89,4
91,2
93,5
94,1
93,9
94,4
94,9
промышленная деятельность
10,6
8,0
6,5
5,9
6,1
5,6
5,1
Из состава основной (эксплуатационной
деятельности)
транспортный флот
41,9
51,7
62,7
67,9
69,3
68,7
67,5
технический флот
3,8
3,3
2,2
1,6
1,1
1,1
1,2
ледоколы
2,6
3,7
4,3
3,9
3,5
4,1
4,2
порты
48,3
37,4
28,6
23,6
22,8
21,0
21,4
прочие фонды
3,4
3,9
2,2
3,0
3,3
5,1
5,7
За последние годы на морском транспорте проделана значительная работа по
совершенствованию технической эксплуатации флота. Так, эксплуатационный
период судов между заводскими ремонтами увеличился до четырех лет и
более, широко внедряется система непрерывного технического обслуживания.
Одновременно с этим проводится целеустремленная кропотливая работа по
улучшению использования топлива, снижению норм его расхода.
Задачи, решаемые морским транспортом как внутри страны так и за ее
пределами, чрезвычайно сложны не только по масштабам, но и по характеру
осуществления. Для их решения необходимо иметь развитую
материально-техническую базу (флот, порты, судоремонтные заводы и т.
д.), прогрессивную технологию
Таблица 3.5. Структура эксплуатационных расходов по элементам
затрат. %
Элемент затрат
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1985
Расходы всего
100
100
100
100
100
100
100
В т.числе
Транспортный флот
56,3
52,8
57,8
64,2
66,3
69,3
69,6
портовое хозяйство
30,2
30,0
26,7
22,2
19,7
16,8
16,9
ледокольный флот
2,4
2,3
1,8
1,8
1,9
2,2
2,3
АСПТР
-
0,6
1,2
1,4
1,1
1,1
1,0
технический флот
3,4
3,3
2,2
1,4
1,2
0,9
0,9
агенства
0,1
0,1
0,1
0,2
0,3
0,3
0,2
вспомогательные хозяйства
6,9
9,1
8,4
7,4
7,2
6,3
6,3
зафрахтованный флот
-
-
-
-
1,1
1,7
1,0
непланируемые
3,4
1,8
1,8
1,4
1,2
1,4
1,8
Расходы по транспортному флоту всего
100
100
100
100
100
100
100
В том числе
заработная плата и социальные отчисления
21,7
20,6
16,7
8,6
7,5
6,2
5,1
топливо
19,3
21,4
20,2
12,0
10,4
7,9
8,7
материалы
18,8
22,0
25,2
15,7
15,8
16,3
16,8
амортизация
13,9
11,6
9,1
4,6
3,6
2,8
2,7
текущий ремонт
4,7
4,2
4,4
2,5
2,2
1,8
1,7
материалы и износ малоценного и
быстроизнашиваемого инвентаря
перевозок, соответствующие требованиям мирового судоходства. В
противном случае морской транспорт не выдержит конкурентной борьбы с
ведущими морскими державами мира. Поддержание материально-технической
базы на уровне требований международного судоходства представляет собой
задачу особой важности, решение которой требует не только времени, но и
значительных затрат.
Общей тенденцией развития морского транспорта на современ-н0м этапе
является проведение всесторонней интенсификации производства, причем на
первое место выдвигаются более рациональное использование
производственных фондов и экономия материальных, в том числе
топливно-энергетических ресурсов.
Интенсификация охватывает все направления деятельности предприятий и
организаций морского транспорта. Ее определяющим фактором стало
последовательное развитие и применение трудо-, фондо- и
ресурсосберегающей техники и технологии на базе ускорения
научно-технического прогресса.
Требования к научно-техническому прогрессу в отрасли формулируются таким
образом: прогрессивность внедряемых технических средств зависит не
только от того, насколько они обеспечивают рост производства, но и от
того, насколько и в какой мере способствуют его комплексной и
последовательной интенсификации. Это означает, что эффективными
техническими средствами могут быть признаны те, которые позволяют
достичь одновременно повышения производительности живого труда,
удешевления единицы мощности внедряемой новой техники, снижения затрат
топлива и сырья на единицу конечной продукции (в натуральном или
стоимостном выражении) и решения целого ряда социальных задач (улучшение
условий труда, его комплексная механизация и автоматизация).