поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
О Целесте говорили все,
Адмиралтейская комиссия начинает следствие
Вечером 7 декабря 1872 г. Дея Грация отдала якорь на
внутреннем рейде Гибралтара. На следующее утро сюда благополучно прибыла
и Мария Целеста .
Дево был восхищен замечательными мореходными качествами бригантины:
судно прекрасно слушалось руля, было легким на ходу и могло очень круто
идти к ветру. Однако, как ни старался штурман Деи Грации
проникнуть в тайну бригантины, выяснить что-либо новое ему не удалось.
Перебирая в уме вереницу самых странных, почти невероятных фактов и
обстоятельств, предшествовавших встрече Деи Грации с
покинутой людьми бригантиной, штурман не мог сделать сколько-нибудь
логичного заключения. Но тем не менее он с нетерпением ждал момента,
когда владелец Марии Целесты выложит Морхаузу
вознаграждение. Штурман мечтал о собственном корабле...
На следующий день по прибытии в Гибралтар капитан Деи Грации
сделал официальное заявление местным властям о спасении Марии
Целесты , обнаруженной им в океане. Американский консул в Гибралтаре
через трансатлантический подводный кабель по телеграфу известил о
случившемся владельца бригантины и компанию в Нью-Йорке, в которой она
была застрахована.
Королевский юрисконсульт в Гибралтаре Солли Флуд, исполнявший
одновременно обязанности и главного прокурора города, назначил для
разбора дела специальную комиссию, куда вошли чиновники Адмиралтейства,
капитаны английских военных кораблей, инженеры-кораблестроители и
юристы.
Капитану Морхаузу предложили в трехдневный срок представить подробный
отчет о происшествии. После того как отчет был вручен Солли Флуду, члены
комиссии осмотрели бригантину, ознакомились с ее состоянием, проверили
показания капитана Деи Грации ) и исследовали записи, сделанные в
вахтенном журнале и на грифельной доске Марии Целесты .
Чиновники Адмиралтейства делали всевозможные предположения о судьбе
команды, капитана Бриггса и его семьи. Им, как и другим членам
следственной комиссии, казалось, что людей подобрало какое-нибудь судно,
шедшее в Америку или из Америки в Европу через Гибралтар. Участь экипажа
Марии Целесты , казалось, не очень-то волновала и самого председателя
комиссии - Солли Флуда.
Прошла неделя, но никаких сведений о капитане Бриггсе не поступало. 18 и
20 декабря адмиралтейская комиссия выслушала и запротоколировала
показания Оливера Дево и двух моряков Деи Грации .
Каждый день дело "Марии Целесты" пополнялось новыми сведениями и
подробностями о судне, его капитане и членах экипажа. Вот что было
известно достоверно.
Марию Целесту построили в Новой Шотландии, на острове Спенсер в 1862
г. Строителем бригантины был известный корабельный мастер Джошуа Дэвис.
Водоизмещение судна равнялось 282 т, длина - 30, ширина - 7,6 и осадка -
3,5 м. Англичане, заказавшие Дэвису бригантину, назвали ее
Амазонкой . Не прошло и года, как это изящное судно завоевало репутацию
отличного ходока. Стройная, с красивыми обводами, бригантина вызывала
зависть у многих английских и американских судовладельцев и капитанов.
После того как Амазонкам из-за навигационной ошибки села на мель,
ее поставили в сухой док, отремонтировали и продали в Америку. Новому
владельцу не по вкусу пришлось название корабля. Возможно, набожность
побудила его снять с судна носовую фигуру, изображавшую обнаженную по
пояс женщину с луком и стрелой, и назвать бригантину "Девственницей
Марией". С тех пор вместо отчаянной, лукавой Амазонки нос судна стала
украшать смиренная богоматерь. "Мария Целеста" совершила немало успешных
переходов через Атлантику, завоевав право называться лучшей бригантиной
на северо-восточном побережье Америки. После того как у нее сменилось
несколько владельцев и капитанов, потребовался капитальный ремонт.
Дубовый набор бригантины со временем расшатался, изъеденные червем доски
обшивки пропускали воду. В одном из бостонских доков судну сделали
основательный ремонт - починили корпус, усилили форштевень, переделали
кормовую надстройку. Бюро судоходства без колебаний выдало новому
владельцу "Целесты" сертификат на годность к плаванию с отметкой
судно высшего классам.
В деле адмиралтейской комиссии по Марии Целесте имелись
подробные сведения и о ее капитане - тридцативосьмилетним янки из штата
Массачусетс - Бенжамине Бриггсе. Это был опытный судоводитель, имевший
почти двадцатилетний стаж плавания на парусных судах. Всегда предельно
корректный, пунктуальный и приветливый, американец был хорошо известен в
Гибралтаре. Из рассказа капитана Деи Грации генеральный
прокурор знал, что Бриггс принял командование бригантиной за десять дней
до ее выхода из Нью-Йорка. До этого Марией Целестой
командовал старший штурман Бриггса - Альберт Ричардсон, уроженец штата
Мейн, отчаянный гонщик-парусник, совершивший несколько рекордно быстрых
рейсов на бостонских клиперах в Австралию. Он был мастером быстрых
переходов и, как гласила молва, знал секреты всех ветров .
Излишнее лихачество Ричардсона не нравилось владельцам Марии
Целесты , и они назначили капитаном Бриггса. Но Ричардсон так был
влюблен в красавицу-бригантину, что предпочел остаться на ней помощникам
капитана, чем совсем расстаться с судном.
Комиссии было известно и то, что на борту спасенной Морхаузом
бригантины, помимо ее капитана, Ричардсона, второго штурмана Эндрю
Джиллинга, кока Эдварда Хэда и четырех матросов, находилась жена Бриггса
- Сара Элизабет Кобб-Бриггс с двухлетней дочерью Софи.