поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Помощь сыщиков Скотланд-Ярда
Время шло. Сведений о судьбе экипажа Марии Целесты не
поступало - океан продолжал упорно хранить свою тайну. Слухи о
загадочном происшествии распространялись по всему миру. В тавернах и
портовых кабачках Америки, Европы и Азии пылкая фантазия моряков,
подогретая крепким грогом, виски и саки, превратила случай с
Марией Целестой в легенду. О Целесте говорили все.
Тайну бригантины пытались разгадать и в Америке. Министерство финансов
США разослало по всем восточным портам страны специальный циркуляр. Вот
перевод подлинного текста:
Министерство финансов США, 24 марта 1873 года.
Сборщикам таможенных пошлин и другим лицам: Вас просят сообщить
Министерству любое дошедшее до вас сведение, которое поможет выяснить
обстоятельства, при которых был покинут корабль, найденный брошенным на
море 4 числа прошедшего декабря месяца под 38°20' северной широты и
17°37' западной долготы и отведенный в гавань Гибралтара британским
судном Дея Грация , заявившим там о своей находке. Согласно
вахтенному журналу покинутого судна, оно оказалось американской
бригантиной Мария Целеста , шедшей из Нью-Йорка в Геную под
командой капитана Бриггса.
Обстоятельства дела возбуждают сильное подозрение, что капитан, его жена
и ребенок, а может быть и старший штурман, были убиты в состоянии
опьянения командой, очевидно, получившей доступ к алкоголю, которым был
нагружен корабль. Полагают, что судно было брошено командой между 26
ноября и 4 числом прошедшего декабря месяца и что команда либо погибла
на море, либо, что вероятнее, была взята каким-нибудь судном,
направляющимся в один из портов Северной или Южной Америки или же
Вест-Индских островов.
Найденный покинутый корабль оказался совершенно неповрежденным. Он был
хорошо снабжен всем необходимым и провиантом, и какой-либо видимой
причины, почему он был покинут, не имеется. На судне нашли саблю как
будто с пятнами крови на клинке и такие же пятна заметили на палубе
бака. Корабельных документов и хронометра не оказалось, но почти все
вещи капитана, его жены и ребенка, а также и команды были найдены в
хорошем состоянии; книги, драгоценные вещи, золотые медальоны и дорогое
женское платье были оставлены нетронутыми в каюте. Вахтенный журнал
велся до полудня 24 ноября.
Министерству известны и многие другие подробности, относящиеся к этому
таинственному происшествию, и в случае необходимости они могут быть
переданы любому липу, которое обязуется разгадать это дело.
Тем временем в Гибралтаре комиссия Адмиралтейства продолжала следствие.
По поручению Флуда корвет Кондор отправился на Азорские
острова с заданием обследовать побережье острова Санта-Мария и выяснить
у местных жителей, не появились ли там Бриггс и его команда.
К этому времени в Гибралтар из столицы Великобритании прибыли два сыщика
Скотланд-Ярда. Работа закипела. Сыщики, вооружившись лупами, за неделю
буквально обнюхали на Целесте каждую щель. Они подтвердили
почти все, о чем в свое время сообщал штурман Деи Грации , и то,
что обнаружила комиссия Адмиралтейства. Правда, столичные детективы
установили несколько дополнительных фактов, но и они не позволили
сделать какие-либо конкретные выводы.
Сыщики на тех же основаниях, что и комиссия Адмиралтейства, отрицали
вероятность того, что сильный шторм побудил Бриггса дать приказ об
оставлении корабля. Они пришли к выводу, что если бы бригантина была
застигнута штормом, то в носовой надстройке судна все было бы залито
водой. Фактически же вода в ней была только на палубе кубрика и камбуза.
К тому же на лезвиях матросских бритв, которые хранились на полке в
кубрике, не было никаких следов ржавчины от морской воды. Кроме того,
сыщики определили, что на носовой надстройке, сделанной из тонких
сосновых досок, в случае сильного шторма от ударов волны разошлись бы
закрашенные пазы.
Но все же наиболее веским аргументом, отвергающим вероятность шторма, по
мнению экспертов из Скотланд-Ярда, был факт, что катушка, шпонка и
масленка не упали с полированной полки швейной машины. К тому же
оказалось, что часы в кают-компании бригантины остановились не потому,
что в них попала вода, как считал Дево, а у них просто кончился завод.
Оказывается, никто не обратил внимания на отсутствие на борту
Марии Целесты лага - прибора для измерения скорости судна. Этим
открытием сыщики, как говорится утерли нос морякам,
входившим в состав адмиралтейской комиссии.
После долгого обследования разбитого компаса и свернутого нактоуза, на
котором он должен был быть укреплен, сыщикам удалось установить, что оба
эти предмета сломаны с применением человеческой силы. Причем повреждение
самого компаса носило характер неумышленный. Возможно, кто-то пытался в
спешке вынуть его из гнезда нактоуза и уронил на палубу...
Сыщики высказались и по поводу курительных трубок, найденных Оливером
Дево в носовом кубрике. По оставшемуся в них пеплу они установили:
трубки были набиты тем же табаком, что остался в кисетах и рундуках
матросов. Значит, трубки принадлежали морякам Марии Целесты .
По развязанным узлам на веревке, крепящей бочки с водой к мачте, можно
было предполагать, что одна из них была сдвинута не волнами,
обрушившимися на бак бригантины, а человеком, по всей вероятности, при
попытке отвязать ее от остальных.
Отсутствие на Марии Целесте какой-либо приготовленной пищи
красноречиво говорило о том, что ее взяли с собой покинувшие корабль
люди.
Во время следствия никто не задумался, сколько было на Марии
Целесте Специальных шлюпок. Поскольку на парусниках такого тоннажа
полагалось иметь две шлюпки, то все почему-то считали, что команда
бригантины ушла в океан на двух шлюпках. Сыщики выяснили: из Нью-Йорка
Целеста вышла в рейс с одной шлюпкой. Вторая была сдана в ремонт:
при погрузке на нее упал сорвавшийся из стропа бочонок.
Один из членов адмиралтейской комиссии, старый капитан-парусник, сделал
предположение, что оставление Марии Целесты командой было
как-то инсценировано. Вот как он рассуждал. В открытом море шлюпку
спускают на воду с подветренной стороны, чтобы волны не разбили ее о
борт. Но ведь на палубе Марии Целесты лежали поручни левого
борта. Следовательно, шлюпку спустили именно отсюда. В этом-то и была
загвоздка! Зимой в Северной Атлантике дует постоянный норд-вест, и
идущая на восток бригантина имела ветер с левого борта. Если люди
покидали судно в спешке, то им некогда было осуществлять маневр
постановки судна в дрейф. В лучшем случае они могли убрать парус на
грот-мачте, но ветер все равно дул бригантине в левый борт...
Вообще следствие по Марии Целесте вскрыло слишком много
загадочных обстоятельств и фактов. Некоторые из них носили странный,
почти мистический характер.