поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Тринадцатое почему
Не видя выхода из лабиринта противоречивых фактов, комиссия решила
провести осмотр подводной части судна.
Испанский водолаз Рикардо Портунато опустился на дно у причала и
обследовал состояние медных листов, которыми был обшит деревянный корпус
Марии Целесты . Медь была почти новая, еще не успевшая потемнеть в
морской воде, но в трех местах листы неплотно прилегали к доскам.
Наверное, из-за этого корпус и пропускает воду , - решил водолаз. Других
повреждений в подводной части Портунато не обнаружил. Форштевень, киль и
руль находились в отличном состоянии. Это свидетельствовало о том, что
бригантина не касалась днищем мели и не сталкивалась с другим судном.
Когда водолаз, закончив работу на грунте, поднимался на поверхность, он
бросил взгляд на доски носовой обшивки, которые как раз находились перед
центральным иллюминатором его скафандра. В полуметре выше уровня воды по
обшивке шла двухметровая узкая полоса. Портунато дотронулся до нее
рукой: полоса оказалась надрезом глубиной в дюйм и шириной немногим
более дюйма. Ровный надрез совсем не походил на случайную царапину от
удара о причал. Скорее всего, он был сделан каким-то острым
инструментом.
Водолаз опять погрузился на грунт и поднялся у носа бригантины с другого
борта: в полуметре от воды проходил точно такой же надрез! Это
показалось водолазу подозрительным, и он доложил о своем открытии
экспертам адмиралтейской комиссии.
Почтенные джентльмены стали в тупик. Откуда появились эти странные
полосы, для чего и кем они сделаны?
Лондонские сыщики сумели все же определить, что надрезы нанесены
примерно три месяца назад, как раз в конце ноября 1872 г.
Что это? Результат удара судна о причальную стенку? Но любой корабль
швартуется, естественно, одним бортом. Следствие столкновения с другим
кораблем? Но на форштевне Марии Целесты не было даже
царапины. И уж вряд ли кому из экипажа вздумалось бы разрезать доски
обшивки толщиной всего в полтора дюйма - это представляло угрозу для
прочности корпуса бригантины.
Круг непонятных фактов и необъяснимых обстоятельств замкнулся. Но если в
предыдущих двенадцати почему можно было что-то предполагать,
о чем-то догадываться, то последняя загадка вообще не давала намека на
сколь-нибудь логичное объяснение.
Солли Флуд окончательно потерял голову. Поняв, что его репутация как
генерального прокурора города подорвана, он ждал результатов анализа
пятен. Здесь его постигло полное разочарование, и ему пришлось сожалеть
о поспешно сделанных выводах о роли сабли в драме Марии Целесты .
Пятна оказались не кровавыми и к тому же чуть ли не вековой давности. А
пятна на палубе и поручнях правого борта представляли собой смесь
ржавчины, оливкового масла и какого-то рассола. Эта безобидная смесь
вполне могла быть пролита из какой-нибудь старой железной бочки.
К удивлению комиссии, логичнее всего о проблеме сабли
высказался истец - капитан Деи Грации . Как бы мстя Флуду за
проволочку с выплатой вознаграждения, Морхауз заявил:
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо хорошо знать моего друга
Бриггса. У него была одна страсть: он коллекционировал старинное оружие.
Дом Бриггсов в Брэдфорде напоминает музей античного искусства. Там вы
найдете уникальную бронзу, мрамор, изумительную коллекцию старинных
часов, древние монеты, а главное - оружие. Даже в спальне у него висят
латы средневековых рыцарей... Я уверен: саблю он взял в рейс специально,
чтобы в Италии точно установить дату и место ее изготовления. Вас
удивляет, почему сабля без ножен лежала под койкой? Ее спрятал там
Бриггс, опасаясь, что маленькая Софи может случайно порезаться о клинок.
Комиссия признала это предположение вполне логичным. Английские сыщики
через полицейское управление в Нью-Йорке навели справки о матросах
Марии Целесты . Выяснилось, что четыре норвежских моряка - Фолькерх
Лорензен, Боас Лорензен, Ариан Харбенз и Гуттлит Гутшаад были матросами
первого класса, имели хороший послужной список и большой стаж работы на
парусных судах.
С тем, что эти моряки не могли устроить на Марии Целесте
мятеж, Флуду пришлось согласиться, когда в начале марта 1873 г. на его
имя пришло письмо от некоего Никельсена из Норвегии. Автор письма
обращался к председателю следственной комиссии от имени одной матери и
двух жен матросов экипажа Марии Целесты . Родственники норвежских
моряков, беспокоясь за судьбу своих кормильцев, просили главного
прокурора объяснить причину их исчезновения.
Написать в ответ что-либо утешительное Флуд не мог. Хотя в Гибралтар
каждый день приходили десятки судов, никаких сведений об исчезнувшем
экипаже не поступало. Командир корвета Кондор , посланный на
Азорские острова, сообщил, что жители острова Санта-Мария не видели
никаких пришельцев и ничего не знали о случившемся. Молчала и Америка,
где появления моряков Марии Целесты с нетерпением ждали
таможенные власти.
12 марта 1873 г. следствие по делу было прекращено, а адмиралтейская
комиссия распущена.
Через два дня городской суд определил размер вознаграждения капитану
Деи Грации . Драма, разыгравшаяся в водах Северной Атлантики, принесла
Дэвиду Морхаузу 1700 фунтов стерлингов.
15 марта 1873 г. телеграмма, переданная по трансатлантическому
подводному кабелю, известила в Нью-Йорке Джеймса Винчестера о том, что
Мария Целеста с новым экипажем на борту вышла из Гибралтара в
Геную. Все личные вещи семьи Бриггса и членов команды были переданы
американскому консулу в Гибралтаре. Осенью того же года он отправил их в
Америку для передачи родственникам пропавших.