поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Гипотеза Кобба
В самом центре Нью-Йорка, на острове Манхэттен, среди
небоскребов, силуэт которых напоминает исполинский забор с неровно
обломанными зубцами досок, высится красивое здание. Оно называется
Уайтхолл . В нем размещается главная контора американской судоходной
компании Джеймс Винчестер и К° . Эту фирму возглавлял уже правнук
бывшего владельца Марии Целесты Ной Винчестер. Примерно раз
в месяц Ной Винчестер получал письмо с просьбой рассказать подробнее об
обстоятельствах исчезновения команды Марии Целесты . Такие же
письма получал живший в Бредфорде сын капитана Бриггса - Артур Бриггс.
Судьба экипажа Марии Целесты продолжает волновать людей и
поныне. Фантазия не знает границ - каждый год рождаются все новые версии
и гипотезы. В основном их можно разделить на две категории.
Одни исследователи убеждены, что вся эта запутанная история была
тщательно подготовлена Бриггсом и Морхаузом еще до выхода в море. Другие
считают, что в последнюю минуту Морхауз, решив, что афера может быть
раскрыта, изменил разработанный план действия и поручил своему штурману
убить всех, кто находился на борту Марии Целесты . Сторонники этой
версии основывают свою гипотезу на следующих фактах.
Возникновение тринадцати почему может быть объяснено только
тем, что их создали умышленно, чтобы запутать следствие, сбить с толку
даже самых квалифицированных сыщиков.
Вскоре после окончания следствия в Гибралтаре из здания суда была
похищена часть следственных материалов, включая судовой журнал
Марии Целесты .
Спустя много лет стало известно, что многие из этих документов оказались
у сына капитана Деи Грации - Гарри Морхауза. Отец его умер в
1905 г. Сам Гарри Морхауз был управляющим гостиницы Элайси в
Нью-Йорке. Когда, еще в тридцатых годах, один из американских морских
историков обратился к нему с просьбой ознакомиться с документами,
относящимися к делу Марии Целесты , Морхауз младший заявил, что
весь семейный архив погиб при пожаре.
Одна из самых любопытных современных версий - гипотеза американца Кобба,
племянника Бриггса. Говорят, что Кобб каким-то образом сумел на время
заполучить у сына капитана Морхауза семейный архив и изучить все
материалы, относящиеся к тайне Марии Целесты . Кроме того, Кобб
детально ознакомился с материалами следствия по бригантине,
сохранившимися в архивах английского Адмиралтейства. Версия Кобба
изложена в его книге Розовый коттэдж , изданной в Америке в 1940
г. Вот вкратце его гипотеза.
Причина трагедии - груз Марии Целесты . Тысяча семьсот деревянных
бочек со спиртом не были герметично закрытыми. 24 ноября 1872 г. в
кормовом трюме бригантины произошел взрыв скопившихся паров спирта.
Взрыв этот был небольшим, и деревянные люковые крышки остались на месте.
Бриггс приказал проветрить трюм - матросы сняли люковые крышки. Позже в
носовом трюме также взорвались пары спирта. Этот взрыв был сильнее
первого - люковые крышки, отброшенные взрывной волной, оказались
перевернутыми.
Бриггс, решив, что через несколько минут бригантина взлетит на воздух,
дал команду немедленно спустить шлюпку. Все это происходило в обстановке
наступившей паники. По всей вероятности, первыми в шлюпку сели жена
капитана с дочерью, штурман Ричардсон и один из матросов. Бриггс
бросился к себе в каюту, в спешке собрал судовые документы, взял
хронометр и секстан, но забыл о судовом журнале. Кок в это время брал на
камбузе провизию для шлюпки (вот почему на Марии Целесте не
нашли следов приготовленной пищи).
Вероятно, Бриггс не намеревался совсем покинуть бригантину - он просто
хотел переждать взрыв на достаточно безопасном расстоянии. Для этого
шлюпке нужно было отойти на 100 - 150 м. Но буксирного каната такой
длины на
Марии Целесты не оказалось. Второй штурман Джиллинг с матросом сняли
для этой цели деррик-фал - длинную снасть, которой поднимают косой
парус. Вот почему на грот-мачте Марии Целесты парус был
спущен. (Более того, Кобб разыскал в архивах протокол допроса Дево, где
тот утверждает, что, готовя Марию Целесту к плаванию в
Гибралтар от Азорских островов, он не нашел на бригантине деррик-фала и
вынужден был основать его заново.)
Когда отцепили деррик-фал и все сели в шлюпку, Бриггс вспомнил, что не
взял с собой компас. Матрос, которому это было поручено сделать, в
спешке погнул нактоуз и уронил компас на палубу.
Шлюпка, быстро отойдя от бригантины примерно на 130 м, удерживалась на
буксире. Мария Целеста дрейфовала. Сидя в шлюпке, все ждали
третьего, сильного взрыва. Но Бриггс не учел, что его не могло
практически произойти, потому что оба трюма уже были вскрыты и пары
спирта улетучились. Никто не заметил, как ветер неожиданно изменил
направление и наполнил паруса бригантины. Мария Целеста
быстро набрала ход, а тяжелая, перегруженная людьми шлюпка стояла на
месте. Деррик-фал натянулся и лопнул. Шлюпка не смогла на веслах догнать
бригантину. Мария Целеста ушла на восток. А шлюпку Бриггса
поглотил начавшийся шторм...