поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Когда звонит колокол..
Кофейня на Тауэр-стрит
Едва ли найдется на свете торговый моряк, который не
слышал бы имя Ллойда. Те, кто связан с морским транспортом, наверняка
сталкиваются с такими выражениями, как застрахован у Ллойда,
соответствует классу Ллойда, Ллойдовский агент, Северогерманский Ллойда,
а выражение "Al at Lloyd's" (А один у Ллойда) уже давно стало в
английском литературном языке синонимом слов "первоклассный, отменный,
лучший".
Что же такое Ллойд? Не пытайтесь получить на этот вопрос точный и
правильный ответ у англичанина, не имеющего отношения к морскому делу.
Его толкование вас только запутает.
Автор однажды задал этот вопрос пяти англичанам - не морякам и получил
пять различных ответов: Бюро морской торговли, Объединение судоходных
компаний, Управление морской почты, Морской страховой Регистр, Здание,
где ударяют в колокол, когда считают погибшие корабли. Пять разных
ответов на один и тот же вопрос, и ни одного правильного... Однако
упрекать сухопутных англичан в незнании не стоит, потому что слово Ллойд
сегодня обозначает три совершенно разных по сфере своей деятельности
организации, различие которых знают только моряки.
Lloyd's (Ллойда, ллойдовский) сегодня - это название всемирно известной
страховой корпорации с ежегодным доходом около 700 млн. ф. ст., которая
страхует все, начиная с танкера грузоподъемностью в полмиллиона тонн и
кончая хорошей погодой для футбола и бородой известного киноактера.
Регистр Ллойд (Lloyd's Register) - это название крупнейшего
классификационного общества, которое постоянно ведет надзор примерно за
одной третью судов мирового торгового флота. И, наконец, слово Lloyd's
является неотъемлемой частью названий различных судоходных компаний.
Например, итальянская судоходная фирма Lloyd's Tristino, бразильская
судоходная корпорация Lloyd's Brasilera, бельгийская Lloyd's Royal и др.
Почему это имя фигурирует в различных наименованиях крупных организаций,
связанных с судоходством? Как могло случиться, что имя одного человека
вошло в название и страховой корпорации, и классификационного общества,
и нескольких судоходных компаний? Кто был этот человек? Чем он стал
знаменит?
Как это ни странно, англичане до сих пор не знают даже даты его
рождения, и им ничего не известно о его жизни с рождения до 1688 г. Тем
не менее две-три незамысловатые идеи, родившиеся в голове этого
англичанина, спустя полторы сотни лет после его смерти создали ему
всемирно известную славу, и благодарные британцы сумели в конце прошлого
века разыскать его могилу и узнали, что Эдвард Ллойд умер в 1713 г.
Ллойд стал знаменит после своей смерти как основатель самой
могущественной корпорации в мире.
Мысль о страховании кораблей и перевозимых ими грузов от опасностей
плавания впервые (как заявляет флорентийский историк Вилани) родилась в
Северной Италии, в частности в Ломбардии, в 1182 г. И, как повествуют
хроники древней Венеции, во Фландрии в 1310 г. существовал кабинет
страхования, где заморские купцы могли страховать свои товары от морских
опасностей, платя за это установленные проценты.
В Англии страхование судов получило распространение в конце XVII в.
Дельцов, которые за деньги принимали на себя риск за благополучный исход
плавания купеческого корабля, британцы называли Underwriters,
подписчиками, так как они ставили свою подпись под текстом договора о
страховании судна или груза (или того и другого вместе).
В те времена Лондон в морской торговле уже прочно занял ведущее место по
сравнению с другими портами Англии. Достаточно сказать, что две трети
всех ввозимых морем на Британские острова грузов шло через столицу. К
набережной Темзы причаливали корабли с грузами не только из Европы, но и
из Индии, Африки и Америки. Отсутствие быстрой и надежной связи в те
времена сильно затрудняло купцам заключение торговых сделок. Если не
считать официальных объявлений по делам коммерции, исходивших с
подмостков Лондонской королевской биржи, единственным печатным
источником коммерческой информации являлась столичная газета Лондон
Газетт. Но этого было явно недостаточно для коммерсантов британской
столицы, и они получали необходимые им сведения в деловом общении между
собой. Неофициальные деловые встречи купцов, судовладельцев,
кораблестроителей и моряков проходили обычно в тавернах и в так
называемых кофейных домах.
Лондонские кофейни, появившиеся в середине XVII в., не совсем отвечали
своему названию. Помимо кофе, в них подавали ром, джин, виски, пиво, эль
и чай. В кофейне можно было не только выпить, но и сытно поесть,
встретиться с нужными людьми, поговорить о делах, поспорить, поиграть в
кости или в карты, а главное - узнать последние новости, цены на товары
и городские сплетни. Каждый содержатель кофейни, как правило, имел свою
постоянную клиентуру и, чтобы удержать ее не только хорошим
обслуживанием, старался угодить своим гостям и организовывал свидания с
интересующими их людьми, играя при этом роль своего рода почтового
ящика.
В кофейных домах, в отличие от трактиров и таверн, встречались
аристократы, банкиры, купцы и деловые люди столицы. Кофейни, больше
походившие на частные клубы, отличались друг от друга своей клиентурой.
В одних собирались политики, журналисты и писатели, в других - поэты,
музыканты и художники, в-третьих - купцы, судовладельцы и капитаны
кораблей.
Эдвард Ллойд, о котором идет наш рассказ, и был как раз содержателем
такой кофейни. Она стояла на Тауэр-стрит - главной людской артерии
Лондона, соединявшей деловой район Хоппинг с набережной Темзы и с
лондонским Сити. От набережной Сен-Кэтрин, куда подходили прибывавшие в
столицу корабли, кофейня Ллойда была первой на пути в город.
Неудивительно поэтому, что постоянными посетителями заведения являлись
морские капитаны, купцы и судовладельцы. Частенько к Ллойду заглядывали
и страховщики из лондонского Сити. Здесь, в тепле и уюте, за чашкой кофе
или за бутылкой рома можно было узнать самые последние заморские
новости, цены на товары в колониях, сведения о плавании судов и случаи
кораблекрушений. За той же чашкой кофе устанавливались ставки на фрахт,
заключались сделки, оговаривались условия страховки, подписывались
страховые полисы. Хозяин кофейни любезно предоставлял своим гостям
бумагу, чернила и гусиные перья. Если клиентам нужно было срочно послать
письмо или вызвать кого-либо с корабля, Ллойд за небольшую плату посылал
мальчика-рассыльного.
Ллойд был человеком ловким, предприимчивым и дальнозорким. Зная,
насколько важна для его клиентов коммерческая и морская информация, он
нашел оригинальный способ увеличить число своих посетителей. На одной из
стен кофейни он стал вывешивать написанные от руки мелкими буквами
объявления, в которых указывались даты ухода и прихода в Лондон
кораблей, сведения о погибших судах, цены на товары, ставки на фрахт,
размер страховых премий и даже приметы беглых матросов. С того, кто
хотел эти сведения прочитать, он брал по одному пенсу. Чтобы все время
обновлять свои объявления, Ллойд даже наладил своего рода сеть местных и
иностранных корреспондентов, которые присылали в кофейню последние
сведения о кораблях из главных портов Англии и Северной Европы.
Сам хозяин кофейни на Тауэр-стрит прибегал к услугам Лондон Газетт,
публикуя на ее страницах объявления своих посетителей. По одному из них
мы узнаем, что дата, когда был открыт Кофейный дом Ллойда, приходится на
время до февраля 1688 г. Лондон Газетт от 21 февраля того года сообщает:
Десятого числа человек среднего роста, с черными кудрявыми волосами, со
следами оспы на лице, В старом коричневом пальто и в черной бобровой
шапке был замечен в краже пяти пар часов (далее идет подробное описание
украденных часов), и такой текст: Если кто-либо даст сведения об этом
человеке господину Эдварду Ллойду в его кофейне на Тауэр-стрит или
господину Эдварду Брэнсби в Дерби, то получит гинею в награду.
А вот какое объявление поместил Ллойд в газете за номером 2495 в 1689
г.: От капитана Джона Брэдила бежал матрос-мавр, около двадцати лет,
кривоногий, в светлом пальто, в белом жилете и бриджах. Если кто-либо
даст о нем сведения в дом упомянутого капитана на Ротерхит Уолл или в
кофейню господина Эдварда Ллойда на Тауэр-стрит, получит двадцать
шиллингов и вознаграждение этих господ.
Помимо доски объявлений, Ллойд в своей кофейне ввел еще одно новшество -
установил помост, с которого один из его служащих, имевший хорошую
дикцию, читал вслух наиболее важные и интересные сведения о кораблях и
последние новости по делам торговли и мореплавания. Чтобы создать в
кофейне тишину, хозяин звонил в серебряный колокольчик.
Видя, что заключение сделок на страхование купеческих кораблей приносит
доход несравненно больший, чем прибыль за поданный гостям кофе, Ллойд
начал и сам подписывать страховые полисы.
По его подсчетам, кораблекрушения и потеря груза происходили намного
реже, чем благоприятный исход рейса, а, следовательно, на полученные
страховые премии капитал можно быстро увеличить настолько, чтобы быть в
состоянии в случае неудачи выплатить страховое возмещение. Так Эдвард
Ллойд стал страховщиком.
Число клиентов страховой кофейни росло с каждым годом, и скоро в ней
стало тесно. В начале 1692 г. Ллойд переместил свое заведение с
Тауэр-стрит на угол Ломбард-стрит и Эбчёрч-лэйн, дальше от набережной
Темзы, но ближе к кварталам Сити, туда, где сейчас стоит здание Главного
лондонского почтамта. С переездом число капитанов и судовладельцев,
которые раньше часто хаживали в кофейню, сильно упало, но зато возросло
число купцов и страховщиков.