поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Когда звонит колокол(продолжение)
Один удар колокола Лютина раздается в Ллойде довольно редко, не более
пяти-шести раз в году. Хотя сведения об авариях и катастрофах судов,
которые застрахованы у Ллойда, поступают в его штаб-квартиру десятками и
сотнями каждый день, колокол безмолвствует. Автор во время посещения
Ллойда спросил глашатая: Почему вы не ударяете в "колокол Лютина"
каждый раз, когда в море погибают суда ваших клиентов?
- В таком случае в этом зале целый день стоял бы похоронный звон, и это
бы сильно нервировало наших работников: ведь каждый из них думал бы, что
погибло его судно... - прозвучали в ответ слова, произнесенные с
чудесной дикцией. Оказывается, те, кого это касается, узнают об авариях
и случаях гибели своих судов не со слов глашатая, а из радиограмм,
причем весьма быстро, где-то в течение часа с момента происшествия.
Но бывают исключения из правил и у Ллойда: иней раз один удар колокола Лютина раздается в зале перед тем как делается объявление о полной
конструктивной гибели какого-нибудь особого, очень большого судна,
например Берге Истра, или о катастрофе, унесшей много человеческих
жизней, как 14 апреля 1912 г., когда погиб Титаник.
Занося исчезнувшие в безбрежных просторах океана суда в Красные книги,
страховщики Ллойда за сто с лишним лет ошиблись только один раз, во всех
остальных 1250 случаях их диагноз - считаются пропавшими без вести -
оказался точным.
Теперь расскажем о некоторых случаях исчезновения застрахованных у
Ллойда судов, судьба которых до сих пор остается тайной океана.
16 марта 1928 г. английский грузовой теплоход Азиатский принц,
принадлежавший фирме Рио Кэп лайн, приняв генгруз и имея на борту 48
членов экипажа, вышел из Лос-Анджелеса на Иокогаму.
6 апреля 1928 г. на внешнем рейде Иокогамы отдал якоря английский
пароход Сити оф Истберн. Его капитан сделал японским властям заявление
о том, что во время плавания в Тихом океане при ненастной погоде,
севернее Гавайских островов его радист принял SOS, который передавал
английский танкер Бритиш Хассар, и что, поскольку в сообщении не были
указаны координаты, он не изменил своего курса для оказания помощи.
Оказалось, что этот же SOS 26 марта 1928 г. был принят несколькими
береговыми японскими радиостанциями и пароходами Ниагара и Венчура.
Это говорило о том, что гибнущий танкер находился примерно в 400 милях к
юго-западу от Гаваев. Несмотря на столь приблизительные координаты, на
поиски с американской военно-морской базы в Перл-Харборе вышли эсминцы Барнус
и Ладлоу. Разбив участок океана на квадраты, они в течение
десяти дней вели тщательные поиски. Но ни эсминцы, ни посланные в океан
гидросамолеты танкера не нашли, и решили, что он переломился во время
шторма и затонул.
К немалому изумлению американских моряков, в Перл-Харбор пришло из
Лондона сообщение, что разыскиваемый ими танкер благополучно стоит в
иранском порту Абадан на реке Шатт-эль-араб в Персидском заливе и что в
апреле он никак не мог оказаться в Тихом океане. Вскоре выяснилось, что
вышедший из Лос-Анджелеса 16 марта 1928 г. теплоход Азиатский принц в
Иокогаму не пришел и что ллойдовские агенты не застали его ни в одном из
азиатских портов, что не вернулся он и в Америку.
По всей вероятности, SOS был передан с Азиатского принца. Дело в том,
что радиопозывные этих двух судов были очень похожи: Бритиш Хассара - GTVR, а Азиатского принца - GTVP: по азбуке морзе
буква Р обозначается. - -., а буква R: -. Поскольку все принявшие этот SOS
радисты сообщили, что по их мнению радиосообщение в районе Гаваев 26
марта было передано не профессиональным радистом, медленно и с
перерывами, то он мог перепутать буквы.