поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Ржавый лист судовой обшивки (продолжение)
Во время плавания из Аделаиды в Дурбан Сойеру показалось, что пароход
как-то странно ведет себя на волне. По его мнению, плавность бортовой
качки должна была свидетельствовать о плохой остойчивости судна. Своими
соображениями Сойер поделился с третьим помощником капитана Уараты. Тот
подтвердил его мнение и по секрету признался, что еще после первого
плавания в Австралию хотел именно из-за этого списаться с парохода, но
побоялся потерять службу в компании Блю энкор лайн. За несколько дней до
прихода Уараты в Дурбан Сойеру три ночи подряд снился один и тот же сон:
за ним гнался рыцарь, закованный в окровавленные доспехи, размахивая
длинным мечом... Вспомнив беседу с третьим помощником, подсчитав к тому
же, что Уарата был тринадцатым по счету судном, на котором он совершал
само деловую поездку за океан, и считая сон дурным предзнаменованием,
Сойер взял чемодан и сошел на берег в Дурбане. Через месяц после
исчезновения парохода загадочный сон Сойера по телеграфу был передан в
Австралию, Европу, Америку - падкая на сенсацию пресса получила
дополнительную пищу. Но тайна продолжала оставаться тайной. Никто не мог
ответить, что же все-таки случилось с пароходом и где он. Волны не
выбросили на берег ни спасательного круга, ни обломка с исчезнувшего
парохода.
15 декабря 1910 г. в Лондоне, в Вестминстерском соборе собралась
официальная комиссия по расследованию исчезновения Уараты. В ее состав
входили лорды Адмиралтейства, профессора, опытные капитаны, инженеры,
кораблестроители. Рассмотрение чертежей парохода, критический анализ его
мореходных качеств - все это заняло больше года. Но ответа на вопрос где
пароход? не было. Комиссия подтвердила, что Уарата был построен в
соответствии с требованиями высшего класса английского Регистра Ллойда -
100А1. Единственно, что могла сообщить комиссия, было предположение:
Пароход погиб во время шторма 28 июля 1909 г. По всей вероятности, он,
потеряв остойчивость, перевернулся и затонул.
Но, несмотря на всю компетентность комиссии, это был не ответ. К такому
предположению мог прийти каждый. Раз пароход не объявился ни в одном
порту мира и его не нашли в океане, естественно, он затонул. И,
по-видимому, затонул внезапно, не оставив никаких следов на поверхности
океана.
Дело об исчезновении парохода Уарата было прекращено 22 февраля 1911 г.
Репутация фирмы оказалась подорвана - пассажиры отказывались покупать
билеты на суда компании Блю энкор лайн. Чтобы не разориться, она
вынуждена была выйти из игры, распродать свои пассажирские суда и
перевозить только грузы.
Шли годы... Летом 1955 г. один из пилотов, совершая патрульный облет
побережья в районе порта Сент-Джонс, недалеко от берега, близ подводных
рифов, заметил большую странную тень на дне моря. По его мнению, это был
корпус большого затонувшего парохода. Летчик сделал об этом сообщение
представителям печати. На следующий день, пролетая по этой же трассе с
журналистами на борту, он не мог заметить видимый им накануне силуэт
парохода. Возможно, пилот не сумел вывести самолет на ту же трассу, или
море было не столь гладким и прозрачным, или лучи солнца освещали дно не
под тем углом, как в первый раз. Одним словом, с воздуха этот
таинственный силуэт никто уже после не видел. Правда, скептики не хотели
и думать, что это мог быть Уарата. Они говорили, что близ южной
оконечности Африки во время второй мировой войны немцы и японцы
торпедировали немало судов, на дне много старых корпусов.
Прошло еще три года. Летом 1958 г. Ной Кларк - капитан одного
рыболовного судна, промышляя рыбу в 60 милях на запад от Дурбана, близ
устья реки Умзамби, обнаружил эхолотом большое затонувшее судно. Место
находки совпало с местом, где был замечен с самолета силуэт парохода
(недалеко от порта Сент-Джонс). Через некоторое время со дна моря
удалось с помощью храпкового ковша поднять ржавый лист обшивки корпуса.
Специалисты шотландской судостроительной фирмы Барклай Кэрл, где в 1908
г. был построен злополучный пароход, тщательно исследовали эту находку.
Анализ качества стали, толщина листа, его форма, расположение отверстий
для заклепок и форма нескольких сохранившихся в них заклепок
свидетельствовали о том, что найденным судном мог быть пароход Уарата.
Именно такие листы фирма Барклай Кэрл ставила на свои суда до начала
первой мировой войны.
Таким образом, факт гибели судна был подтвержден, и место гибели
установлено. Теперь дело за водолазами - они должны помочь установить
причину гибели парохода. Пока же организованных экспедиций на Уарату не
проводилось. Сильная постоянная зыбь у этих берегов и стаи акул мешают
аквалангистам-любителям проникнуть на затонувший пароход и полностью
раскрыть его тайну.