поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Медные пуговицы(продолжение)
Что же повлекло за собой столь быстрое затопление судна? Почему радист
не успел передать даже сигнал бедствия? Какова была причина такой
непредвиденной и быстрой гибели Копенгагена?
Большинство специалистов торгового флота Дании считали, что
разбушевавшаяся стихия не могла явиться причиной затопления корабля. В
случае неожиданно налетевшего шквала или урагана Копенгаген мог потерять
мачты, но все равно остался бы на плаву... В этом случае хотя бы часть
его команды смогла бы добраться на шлюпках до ближайших островов. Если
даже во время шторма судно потеряло все спасательные шлюпки, то, имея
запас провизии и воды, команда могла оставаться в безопасности на
потерявшем мачты паруснике длительное время. Не следует забывать, что
Копенгаген имел мощный вспомогательный двигатель и мог добраться до
ближайшей суши. Если даже его двигатель вышел из строя, стальное прочное
судно не должно было затонуть. Течение наверняка прибило бы его к
берегу. Поскольку корпус барка не был обнаружен, специалисты считали,
что непредвиденными на море случайностями явилось столкновение с
айсбергом. Да, это вполне вероятно. Представьте себе.
Ночью... Под наглухо зарифленными парусами, подгоняемый сильным западным
штормом с дождем или снегопадом, Копенгаген идет со скоростью 16 узлов.
Ни впередсмотрящие, ни наблюдавшие за морем с марсовой площадки, ни
вахтенный помощник капитана, возможно, не заметили на таком ходу
айсберг, оказавшийся по курсу судна...
Возможно, Копенгаген постигла участь Титаника. С полного хода он
врезался в плавающую ледяную гору, подводный выступ которой, как зуб
исполинского чудовища, прорезал его корпус ниже ватерлинии. Вода
устремилась в узкую длинную пробоину, заполняя одновременно все трюмы
барка. От столкновения с айсбергом могли рухнуть все пять мачт судна. В
абсолютной тьме палуба корабля могла напоминать чудовищный лабиринт из
стальной паутины... Спуск шлюпок на воду при сильном волнении стал
невозможен... Вода быстро затопила все отсеки судна - оно скрылось в
волнах у белой холодной стены гигантского айсберга через каких-нибудь 20
минут... Может быть, кому-либо из команды и удалось вовремя покинуть
тонущий корабль и уцепиться за плавающий обломок или взобраться потом на
всплывший спасательный плот. Но недолго, наверное, смог человек
продержаться на открытом плоту среди ледяных волн разбушевавшейся
стихии.
Именно так представляли себе последние минуты Копенгагена старые моряки,
плававшие на парусниках в этих суровых водах. Они были согласны с тем,
что именно айсберг стал причиной гибели этого прекрасного корабля, и
разделяли мнение комиссии, расследовавшей это дело.
Но со временем все дела проясняются... Так случилось и в загадочной
истории исчезновения Копенгагена.
С момента последнего заседания комиссии по расследованию причин гибели
Копенгагена прошло почти два года. За это время по-прежнему не было
обнаружено никаких обломков, которые могли бы оказаться остатками
исчезнувшего корабля. Это обстоятельство еще раз укрепило мнение, что
барк затонул на большой глубине в безбрежных просторах океана в
результате столкновения с айсбергом. Но вот в своей формулировке
комиссия ошиблась. То место в заключительном слове, где говорилось: его
команда не смогла спустить на воду спасательные шлюпки, оказалось
ошибочным.
В конце 1932 г. недалеко от побережья Юго-Западной Африки, в раскаленных
песках пустыни Намиб нашли семь человеческих скелетов. Английская
экспедиция ученых определила, что, судя по строению черепа, это были
европейцы. На обрывках одежды, сохранившихся на скелетах, ученые нашли
медные пуговицы с якорями.
Через некоторое время, когда пуговицы были доставлены в Лондон,
специалисты установили по рисунку якоря с обнесенным вокруг него
канатом, что они с формы кадетов торгового флота Дании.
Выяснилось, что местные жители-африканцы в том же районе побережья нашли
разбитую деревянную шлюпку, но название, написанное на ней, они уже не
помнили.
На этот раз у владельцев Восточно-Азиатской судоходной компании сомнений
не осталось. Ведь до 1932 г. других катастроф с учебными судами Дании не
отмечалось. Значит, шлюпка с Копенгагена была все же спущена и достигла
берега. Может быть, удалось спустить не одну, а все четыре шлюпки. Но
они, наверное, не добрались до берега. Те, кто достиг пустынного,
выжженного солнцем побережья Африки, умерли от жажды и голода в
раскаленных песках пустыни Намиб.
И хотя причина исчезновения Копенгагена может быть теперь объяснена, имя
этого великолепного корабля нашего времени, одного из последних могикан
парусного флота, занесено в Красную книгу № 14 Ллойда.