поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Мимоза Нуармутье
(продолжение)
Расстояние от северной оконечности Нуармутье до мыса
Сен-Жильда, что у южного края эстуария Луары, сравнительно небольшое.
Обогнув этот мыс, Сен-Филибер имел бы ветер с кормы и, подгоняемый им,
быстро бы вошел в устье реки. Но, огибая Сен-Жильду, пароход подставил
ветру весь левый борт и накренился еще сильнее. Большая волна выбила
несколько стекол в салоне первого класса. Находившиеся там пассажиры
испугались и бросились из салона на палубу подветренного борта. Этого
оказалось достаточно, чтобы уже накренившийся на правый борт пароход
накренился еще больше и не смог уже выпрямиться.
Сен-Филибер лег на воду бортом и был накрыт набежавшей волной. Он исчез
под водой меньше чем за минуту... Там, где только что был пароход с 500
пассажирами, гуляли волны и дул ветер.
Позже, во время разбора причин катастрофы, наблюдатель спасательной
станции на мысе Сен-Жильда сообщил: Я наблюдал за судном в бинокль.
Когда оно подошло к бую отмели Шателье, я на мгновение отвел взгляд в
сторону. Я подчеркиваю, только на мгновение. И когда опять посмотрел на
то же место, парохода там уже не было. Этот участок залива был пустынен,
видны были одни волны. Я подумал сначала, что пароход скрылся в пене
брызг, но на самом деле он уже исчез в волнах....
Сен-Филибер пошел ко дну между буями L-2 и L-3, ограждающими отмель
Шателье у мыса Сен-Жильда, примерно в 8 милях юго-западнее Сен-Назера.
Хотя помощь прибыла через полчаса, спасли всего семь человек. Лоцманский
бот вытащил из воды шесть человек, которые плавали, ухватившись за
деревянную скамейку, смытую с палубы парохода. Позже шедший из
Сен-Назера буксир снял с буя L-2 еще одного человека.
Весь вечер и всю ночь в Нанте у здания судоходного общества бушевала
толпа людей. Родственники погибших требовали от судовладельцев ответа за
гибель своих жен, отцов, детей. Почему выпустили речной пароход в
Бискайский залив? Почему на судне не было ни спасательных шлюпок, ни
спасательных кругов? Почему капитан Олив вышел в обратный рейс? Где 500
пассажиров?
Хозяева Нантской судоходной компании не могли ответить на все эти почему
и где. Не мог дать на них ответа и сам министр судоходства Франции.
Единственное, что он мог сделать, это официально объявить, что
Сен-Филибер был опрокинут шквалом и что число жертв составило 342
человека. Но это была ложь.
На ткацкой фабрике Нанта подсчет оказался точнее. Выяснилось, что на
пароходе было продано ровно 500 билетов и что на острове осталось 28
человек. На детей меньше семи лет билетов не брали, а большинство
экскурсантов отправилось на остров с детьми. Это вскоре подтвердилось
горьким фактом:
Через три дня течение Биская прибило к берегам островов Олерон и Фэ, а
также к мысу Сен-Жильда около ста детских трупов. Потом море стало
выбрасывать на побережье трупы женщин и мужчин.
Через несколько месяцев, когда волнения в Нанте и в Сен-Назере стихли,
министерство судоходства Франции внесло в свой отчет поправку: оно
сообщило, что число жертв катастрофы составило 462 человека. Эта цифра
была получена из подсчета проданных билетов (500), числа команды
парохода (7), числа оставшихся на острове экскурсантов (28) и числа
спасенных (7). Но и это не были точные цифры жертв.
Еще много дней после катастрофы ветер и течения Биская приносили к
берегам Франции венки и веточки мимозы, которой так славится остров
Нуармутье... Говорят, что те, кто находил их у моря, отвозили в Нант на
братскую могилу жертв злополучного Сен-Филибера.