поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Молочный рейс
(продолжение)
В 10 часов 54 минуты радиостанция Принцессы Виктории
неожиданно передала: SOS, теперь нам необходима немедленная помощь. На
этот сигнал бедствия со спасательной станции в Портпатрике в море вышел
моторный бот. Он вышел только сейчас, спустя полчаса после первого SOS
Принцессы Виктории. Оказалось, что его команда ушла на городской стадион
смотреть футбольный матч, и чтобы собрать ее, на стадионе сделали
объявление. Лишь после этого незадачливые спасатели-болельщики бросились
к месту своей службы.
Непотопляемый и не опрокидывающийся ни на какой волне спасательный бот
без труда преодолел шторм и подошел к указанному месту. Но терпящего
бедствие судна нигде не было видно. Спасатели вызывали Принцессу
Викторию на радиотелефонной частоте бедствия, но она не откликалась:
радиотелефонной станции на ней не было.
В 11 часов с парома последовала радиограмма: Принцесса Виктория. Наше
место в четырех милях к северо-западу от Корсуолла. Нужна немедленная
помощь. Прибывшие эсминец Контест и спасательное судно Сальведа в
указанном месте судна не нашли. Или паром уже затонул, или место,
обозначенное в его сигнале бедствия, было указано неверно. Но не прошло
и полчаса, как в эфире снова пронесся SOS Принцессы Виктории и опять
капитан Фергусон повторил место, где бедствовало его судно. Во всяком
случае, в 11 часов 25 минут было принято сообщение: SOS "Принцесса
Виктория" приблизительно в пяти милях к западу-северо-западу от
Корсуолла. Спустя десять минут Фергусон повторил это сообщение, добавив:
Кардек затоплен, очень сильный крен на правый борт, судно неуправляемо,
нужна немедленная помощь.
Шторм в проливе Норт Чаннел продолжал крепчать, ветер достиг почти 12
баллов по шкале Бофорта, налетали снежные шквалы, видимость почти
пропала. Тщетно три корабля вели поиск гибнущего парома в районе
Корсуолла.
Спасатели не знали, что в это время крен парома достиг уже 35°, что
шлюпки правого борта почти касались воды, что пассажиры уже стояли не на
палубе, а на стенке надстройки спардека...
Капитаны ведущих поиск кораблей считали, что паром погиб, но в 12 часов
52 минуты радиостанция снова вышла в эфир:
Положение критическое. Машинное отделение правого борта затоплено.
Три корабля продолжали свой поиск. Весть о бедствии Принцессы Виктории
уже облетела всю Англию: местные радиостанции Би-Би-Си передавали в
эфир, как идет спасение парома.
В 13 часов 08 минут капитан Фергусон сообщил по радио:
Сейчас остановились. Паром лежит на боку. Готовимся покинуть судно; в 13
часов 15 минут: Готовимся оставить судно.
Вот что происходило в эти минуты на пароме. Крен на правый борт достигал
45°, и шлюпки правого борта спустить было уже невозможно. А всего на
пароме имелось шесть 26-футовых металлических спасательных шлюпок, по
три с каждого борта, которые могли вместить 330 человек. При создавшемся
крене спускать шлюпки левого борта было рискованно для жизни людей, но у
капитана Фергусона не было другого выхода. Видимо, поняв, что помощи
ждать нечего, и зная, что судно в любую минуту может перевернуться вверх
килем, он отдал команду спускать шлюпки.
В шлюпке № 4 разместили женщин и детей, но как только она оказалась на
воде, набежавшая волна ударила ее о борт парома с такой силой, что почти
всех, кто в ней находился, выбросило в море... Можно было сделать и так:
посадить людей в шлюпки с таким расчетом, что когда паром пойдет ко дну,
эти шлюпки (с отданными заранее талями) останутся плавать на воде. Но
капитан знал, что прежде чем затонуть, паром наверняка перевернется
вверх килем, и шлюпки, ничем не удерживаемые на кильблоках, завалятся на
палубу. Оставалось только надеяться, что в момент погружения Принцессы
Виктории с ее верхней палубы всплывут тридцать спасательных скамей (на
1140 человек) и спасательные круги.
Позже, во время расследования катастрофы, эксперты высказали мнение, что
капитану Фергусону (который погиб) следовало спустить шлюпки намного
раньше. И хотя это мнение было в принципе правильным, в отчете следствия
указывалось: Условия погоды были столь жестоки, что попытка спустить
шлюпки оказалась бы катастрофической. Если это так, то все спасательные
шлюпки Принцессы Виктории, одобренные министерством транспорта
Великобритании при последнем инспекторском осмотре в мае 1952 г., вообще
не соответствовали своему назначению как спасательные.
Принцесса Виктория опрокинулась и пошла ко дну раньше чем прибыли суда,
казалось бы, хорошо организованной и налаженной спасательной службы
Великобритании. Почему это произошло?
В тот момент, когда Принцессу Викторию тщетно разыскивали у Лох-Райана и
Корсулла, Фергусон, к удивлению всех, в 13 часов 54 минуты передал в
эфир: По определению наше место пять миль восточное Коплендского входа в
Белфаст-Лоу.
Оказалось, что и сам капитан не знал координаты своего судна. Его искали
у берегов Шотландии, а оно в это время тонуло у берега Северной
Ирландии. Получилось, что с момента подачи первого сигнала тревоги до
сигнала, переданного в 13 часов 54 минуты, Принцесса Виктория прошла и
продрейфовала через весь пролив Норт Чэннел и оказалась поблизости от
Белфаста. Если бы только Фергусон в одной из своих радиограмм упомянул,
что судно движется в этом направлении, людей наверняка бы спасли...
Этот сигнал с парома приняли несколько судов прибрежного плавания,
укрывшиеся от непогоды в Белфаст-Лоу. На судах Орчи, Пасс оф Драмочтер,
Лэйирсмур и рыболовном траулере Ист Коатс радисты прослушивали эфир.
Капитаны всех этих судов знали, что на спасение парома уже вышли эсминец
Контест, спасатель Сальведа и моторный бот из Портпатрика. В час дня
радиостанция Би-Би-Си дала новое место Принцессы Виктории и сообщила,
что требуется дополнительная помощь находившихся поблизости от
Белфаст-Лоу судов. Тотчас же все четыре названные судна вышли в море.
Изменили свой курс и три судна, искавшие паром у Корсуолла, - они
направились к побережью Северной Ирландии.
В 13 часов 58 минут идущие на помощь суда приняли с Принцессы Виктории
последнее сообщение: Судно лежит на боку. Машинное отделение затоплено.
Мы покидаем судно. После этого связь по радио с паромом прекратилась.
Прибыв по указанному адресу, спасатели и тут не нашли Принцессу
Викторию. На экранах индикаторов радиолокационных станций эсминца
Контест и спасательного судна Сальведа никаких эхо-сигналов от судов в
этом районе не появилось, в море не было видно ни спасательных шлюпок,
ни плававших на воде обломков. Все говорило за то, что Фергусон опять
неверно дал место. И лишь только тогда когда судно Орчи прошло несколько
миль сначала на север и потом на северо-северо-восток, спасатели наконец
узнали точное место, но, увы, уже место гибели парома. На воде плавали
обломки, спасательные круги, скамьи, перевернутые шлюпки. Драма
разыгралась менее чем в пяти милях к северо-северо-востоку от острова
Мью.