поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Чашка кофе(продолжение)
По требованию германских властей Британское
адмиралтейство также вынуждено было начать расследование катастрофы. Не
прошло и недели, как на свет выплыли такие факты, что репутация моряков
английского торгового флота оказалась сильно подмоченной.
Вот коротко то, к чему сводились показания, взятые под присягой у
команды Крати.
В 23 часа 23 января 1895 г. этот пароход под командованием капитана
Гордона с командой 12 человек и с грузом угля вышел из Роттердама в
Абердин. Судно шло со скоростью 9 узлов, которая для его паровой машины
мощностью 73 л. с. была почти предельной.
После 4 часов утра на вахту Крати заступил штурман Крэг. Пробыв на
мостике полтора часа, он вместе с впередсмотрящим спустился сварить
кофе. На мостике остался один рулевой. Он поднял от холода воротник
тулупа и правил по компасу, мечтая о чашке горячего кофе. Из оцепенения
рулевого Крати вывел крик старпома Эльбы. Матрос оторвал от компаса
глаза и увидел перед собой длинный, освещенный множеством иллюминаторов
борт двухтрубного лайнера с четырьмя мачтами. Это оказалось для него
настолько неожиданным, что он бросил штурвал и стал звать на помощь
штурмана. Последний, выскочив на палубу и тоже толком не понимая, что
происходит, отдал рулевому команду: Право на борт!. Едва Крати
послушался руля, как суда столкнулись.
Удар был настолько сильным, что на мостике угольщика никто не смог
устоять на ногах. Рулевого с такой силой бросило на штурвальное колесо,
что оно сломалось, а он с рукоятью в руке бросился по трапу вниз, на
палубу... Один матрос, спавший в каюте на баке, получил сильное ранение.
В результате удара форпик угольщика начал пропускать воду. После осмотра
повреждений стало очевидным, что пробоина в носу не опасна.
Капитан Гордон заявил на суде, что в тот момент он был убежден, что
судно, с которым он столкнулся, благополучно продолжает свой рейс. Он
даже не пытался выяснить, нужна ли его помощь. Он изменил курс на
Мааслунс для постановки судна в сухой док для ремонта.
Несмотря на такие вопиющие факты, выявившиеся при разборе катастрофы,
Британское адмиралтейство пыталось возложить часть вины на Эльбу.
Англичане заявили, что вахтенный штурман виновен в том, что ничего не
предпринял, видя неизбежность столкновения судов.
Долго шел спор по выяснению доли вины погибшего лайнера. И до сих пор
неизвестно, как этот вопрос был окончательно решен. Ясным и
неопровержимым остался факт: причиной столкновения явилось
безответственное поведение штурмана Крати Крэга. Он и капитан Гордон
предстали перед судом. Они были лишены судоводительских дипломов и
получили сроки тюремного заключения. Пренебрежение к исполнению своих
служебных обязанностей и к долгу оказать гибнущим на море людям помощь
со стороны этих двух офицеров долгое время вредило репутации английских
моряков.
Долгие годы моряки северных портов Европы вспоминали чашку кофе,
стоившую 335 человеческих жизней и прекрасного корабля.