поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Приказываю покинуть судно!
Когда суда столкнулись, форштевень Имо, разворотив борт,
вошел на 3 м в глубь трюма. От удара несколько бочек, закрепленных на
носовой палубе в четыре яруса, оказались вскрытыми. Их содержимое
потекло на палубу и оттуда, сквозь зиявшую пробоину, на твиндек, где
была уложена пикриновая кислота. Машина Имо уже почти минуту работала на
задний ход, и нос норвежца со скрежетом и снопом искр от трения металла
выдернулся из пробоины. Разлившийся бензол вспыхнул - бак Монблана
охватило пламя. Каждое мгновение мог произойти взрыв адского груза.
Капитан Ле Медэк и лоцман Маккей поняли, что всем находящимся на
Монблане и тысячам людей на берегу грозит смерть. Как предотвратить
надвигающуюся с каждой секундой катастрофу?
Над баком парохода поднялся столб черного дыма высотой 100 м. Зловещие
языки пламени в утреннем рассвете то и дело меняли свой цвет: из
оранжевых они становились синими и голубыми, потом снова оранжевыми,
исчезая в клубах черного дыма. Гигантский костер разрастался с каждой
минутой. От нагрева взрывались железные бочки с бензолом, кусочки
раскаленного металла дождем осыпали палубу. Погасить пожар ручными
огнетушителями, которые имелись на Монблане, команда не смогла.
Единственное место на носовой палубе для подключения пожарных рукавов к
гидрантам находилось впереди первого трюма, но путь туда сразу же был
отрезан огненной завесой. Нельзя было отдать и якорь...
Открыть кингстоны! Затопить судно! - пронеслась в голове капитана мысль.
Но, хорошо зная свой старый потрепанный пароход, он тут же представил
себе эти насквозь проржавевшие клапаны приема забортной воды и понял,
что, даже с помощью кувалды, их смогут открыть только минут через
пятнадцать, а на затопление двух носовых трюмов ушло бы минут сорок.
Видя, что пожар не погасить, матросы и кочегары Монблана, сбивая друг
друга с ног, бросились на верхнюю палубу спардека и начали спускать на
воду шлюпки.
Капитан Ле Медэк, едва сдерживая дрожь в ногах, повернулся к вахтенному
штурману, чтобы дать приказ спустить шлюпки и оставить судно. В эту
минуту лоцман сказал: Немедленно дайте в машину команду сообщить
пароходу самый полный вперед!. Маккей понимал, что это единственный шанс
предотвратить или, в крайнем случае, замедлить на несколько минут
катастрофу. Он рассчитывал, что при полном ходе судна вода каскадом
устремится в пробитый борт и зальет взрывчатку.
Лоцман предвидел, что произойдет, если Монблана взорвется в этом, самом
узком месте пролива Тэ-Нарроус, разделяющем город на две части. Он
надеялся, что капитан сам догадается развернуть судно в сторону
открытого моря, посадить команду в шлюпки, а Монблана с пущенной на
полный ход машиной направить в океан, подальше от города.
- Но капитан Ле Медэк и виду не показал, что слышал фразу, произнесенную
лоцманом. Обращаясь к штурману, Жану Плотину, он отдал команду:
Приказываю покинуть судно! Но и без его приказа обе шлюпки с сидевшей в
них командой уже стояли у бортов под штормтрапами. Лоцману не оставалось
ничего другого, как последовать за капитаном. Матросы с диким
неистовством навалились на весла, и шлюпки устремились к берегу Дартмута.
Брошенный на произвол судьбы Монблана - этот исполинский брандер - с
поднимавшимся в ясное голубое небо черным шлейфом дыма, подхваченный
приливным течением, стал дрейфовать к пирсам Ричмонда.
На набережных города по обеим сторонам пролива собрались толпы народа.
Сотни людей выглядывали из окон домов, с крыш домов. Ведь пароходы горят
не так уж часто!
С крейсера Хайфлайер видели, что команда покинула горящее судно, и
послали к Монблану вельбот. Командир крейсера рассчитывал закрепить на
корме парохода буксир и оттащить горевшее судно, чтобы оно не подожгло
пирс. Об опасности, которую представлял Монблан, на крейсере не знали.
Но было уже поздно: пароход носом навалился на деревянный пирс № 6 и
поджег стоящий на его краю склад.
О дьявольском грузе Монблана в Галифаксе знали только три человека:
контр-адмирал Чандарс, старший офицер штаба Вайятт и старший офицер
связи капитан-лейтенант Мюррей. В момент столкновения пароходов
последний находился на буксире Хилфорт. Увидя, что Монблана загорелся,
он дал буксиру самый полный ход и направил его к ближайшему пирсу.
Спрыгнув на берег, капитан-лейтенант побежал в диспетчерскую. На ходу он
остановил какого-то матроса и приказал ему объявить всем вокруг, чтобы
все бежали из порта.
Бегите, бегите все! Бегите прочь! Начальник сказал, что это дьявольское
судно загружено взрывчаткой, оно сейчас взорвется! - кричал матрос.
Команда вельбота с крейсера Хайфлайер, по-прежнему ничего не зная об
опасности, уже закрепила трос на корме Монблана и передала его конец на
буксирный пароход Стэлла Марис. Еще каких-нибудь полчаса - и судьба
Галифакса сложилась бы по-иному. Его жители просто услышали бы со
стороны океана звук сильного взрыва.
Но все обернулось иначе: Монблана взорвался в тот момент, когда "Стелла
Марис" выбрал втугую с его кормы буксир и начал оттаскивать в море. Часы
на башне ратуши показывали 9 часов 6 минут утра.