поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
16 часов 06 минут
Назначенная правительством страны особая комиссия по
разбору причин катастрофы не смогла точно установить причину
возникновения пожара. По ее мнению, появление огня могло быть вызвано
или самовозгоранием хлопка или брошенным в трюме окурком сигареты
Поскольку пожарные не знали точно место, где лежали в трюме горевшие
кипы хлопка, они лили воду, в грузовой люк, но струи воды не достигали
цели.
Конечно, сейчас, спустя более четырех десятков лет, мы можем только
удивляться, почему для тушения этого пожара не применили инертные газы.
Но в те годы этот радикальный способ борьбы с пожарами на судах еще не
нашел широкого распространения.
Читатель вправе спросить: Почему в трюм не послали людей, чтобы они
определили место очага пожара? Но следует учесть, что пожар на морских
судах, как правило, сопровождается очень быстрым повышением температуры
в помещении, где он начался. Поэтому уже спустя несколько минут после
начала пожара в трюм Форта Стайкина спуститься было просто невозможно.
Для этого необходим был защитный асбестовый костюм с дыхательным
прибором, которого под рукой не оказалось. Не нашлось также в порту и
исправного аппарата для резки металла. Если бы такой аппарат был, то,
прорезав, внешний борт выше ватерлинии, пожар наверняка смогли бы
потушить.
Причиной взрыва парохода явилось нарушение элементарных норм
предосторожности при погрузке Форта Стайкина. Ни в коем случае нельзя
было грузить в один трюм тринитротолуол, боеприпасы и хлопок, который,
как известно, занимает второе после угля место по вероятности
самовоспламенения.
Роковой ошибкой со стороны администрации Бомбейского порта явилось то,
что она поставила взрывоопасное судно в док-бассейне, забитом другими
судами, причем в порту, который фактически слит с городом в одно целое.
Такое судно, как Форт Стайкин, нужно было разгружать на внешнем рейде
вдали от порта.
Поставив Форт Стайкин под выгрузку среди десятков других судов, портовые
власти Бомбея даже не позаботились оповестить о необходимых мерах
безопасности их экипажи и портовых рабочих. На клотике фок-мачты этого
парохода по международным правилам должен был быть поднят красный флаг,
обозначающий по однофлажному коду сигналов Имею на борту опасный груз.
При тушении пожара на пароходе Форт Стайкин не было централизованного
руководства действиями пожарных бригад.
Начальник противопожарной службы не имел полномочий для принятия решения
по выводу судна из дока или его затоплению у пирса.
Ни капитан порта, ни командующий военно-морским флотом Индии не были
поставлены в известность, что судно необходимо или вывести из дока на
рейд, или затопить у причала; согласно действовавшим во время войны
правилам каждый из них имел на это право.
Кроме того, второй взрыв на борту злосчастного парохода можно было
предотвратить, если бы после возникновения пожара в трюме № 2 были
немедленно задраены расположенные за надстройкой в корме люки трюмов № 4
и 5. Однако это не было сделано, и хлопок в кормовых трюмах загорелся.
Из-за этого боеприпасы, которые были уложены на твиндеках, нагревшись,
взорвались...
И, наконец, роковую роль в этой истории сыграла нерешительность
начальника противопожарной службы Бомбейского порта полковника Сандлерса.
Если бы он, видя, что пароход невозможно вывести на рейд, взял бы на
себя ответственность и приказал затопить Форт Стайкин у пирса, то
катастрофы не произошло бы.