поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Месть капитана Беррутэ
Едва ли кто из морских историков возьмет сейчас на. себя
смелость назвать точную причину потопления в 1873 г. английского клипера
Нортфлит. Гибель этого корабля, в свое время потрясшая Европу, для
историков судоходства остается загадкой, и ее по праву можно отнести к
числу необычайных происшествий на море. Этот случай - классический
пример так называемого преднамеренного, заранее продуманного
кораблекрушения. До сих пор гибель Нортфлита фигурирует во многих
антологиях морских катастроф, издаваемых за рубежом. Однако ни в одном
из существующих описаний этой катастрофы на разных языках не дано
каких-либо объяснений причин, побудивших испанского капитана Беррутэ
решиться на столь тяжелое преступление.
Вот краткие обстоятельства этого необычайного случая из истории морских
катастроф.
Клипер Нортфлит построили в 1853 г. по заказу хорошо известной в Англии
судоходной фирмы Джон Паттон и Компания. Это было очень изящное
трехмачтовое судно вместимостью 951 рег. т, длиной около 60 м, шириной
более Юм при глубине трюма 7 м. Нортфлит, в основном, эксплуатировался
на австралийской линии и относился к числу так называемых шерстяных
клиперов. За 20 лет он, окупив свою постройку чуть ли не два десятка
раз, прочно завоевал репутацию очень мореходного и быстрого на ходу
судна.
В самом начале 1873 г. капитан Нортфлита Оатс получил от судовладельцев
задание на очередной рейс в Австралию за шерстью. На пути туда корабль
должен был доставить на остров Тасмания, в порт Хобарт, партию
железнодорожных рабочих с семьями, рельсы и кое-какой генеральный груз.
Приняв в свои трюмы пассажиров, 340 т рельсов и 260 т генгруза, Нортфлит
17 января 1873 г. снялся из Лондона, взяв курс на выход из Канала в
Атлантический океан. В этом рейсе клипером командовал старший помощник
капитана Ноуэлз (капитан Нортфлита был вызван в Скотланд-Ярд как
свидетель по одному уголовному делу). Владельцы без всяких колебаний и
сомнений передали командование кораблем Ноуэлзу, который не раз ходил в
Австралию и имел капитанский диплом.
Погода не благоприятствовала плаванию Нортфлита: сильный западный ветер,
дувший с океана в Ла-Манш, не давал возможности выйти на просторы
Атлантики. Корабль вынужден был сначала отдать якорь на рейде Доунс,
потом - у мыса Норт-Форленд. 21 января Нортфлит, попав в зимний циклон в
Английском Канале, смог достичь только Маргета. Он, как и две сотни
других парусников, ожидал изменения ветра на рейде в 2,5 милях от маяка
мыса Данджнесс.
К вечеру 22 января ветер, наконец, стих и море успокоилось. Нортфлит
стоял на якоре, его капитан рассчитывал с рассветом сняться и
направиться на запад в океан. Около 10 часов вечера пассажиры Нортфлита
отправились спать. Наступила тихая и ясная, но холодная ночь. Корабль
мирно стоял на неподвижной водной глади.
У руля на кормовом люке дремал, укутавшись в тулуп, дежурный матрос. В
23 часа он прошел на бак к колоколу и отбил склянки. Слева, со стороны
штагового огня, до его уха донесся перезвон десятков колоколов других
судов. Потом матрос возвратился на корму, снова сел на люк и продолжал
дремать.
Через несколько минут ему послышался шум паровой машины приближавшегося
парохода. Он открыл глаза и не поверил в то, что увидел. С правого борта
на клипер надвигались огни парохода. Он шел очень быстро, и расстояние
до него не превышало сотни метров. Матрос протер глаза. Но темная масса
парохода продолжала приближаться с неумолимой быстротой. От ужаса матрос
закричал. И в тот момент, когда выбежавший на этот крик капитан Ноуэлз
был уже на палубе, раздался страшнейший удар.
Пароход ударил форштевнем почти точно в середину борта Нортфлита, в
район главного трюма за грот-мачтой. Когда стихли треск ломающегося
дерева и скрежет металла, послышался стук паровой машины, которая
отрабатывала задний ход. Форштевень парохода со скрипом выдернулся из
борта Нортфлита, и незнакомец, погасив все свои огни и сделав поворот,
скрылся в ночи так же неожиданно, как и появился.
Вместе с командой на борту Нортфлита в ту минуту находилось 379 человек.
Капитан Ноуэлз, которому было ясно, что клипер вот-вот затонет, первым
делом приказал спускать шлюпки и зажечь на палубе газовые фонари. Чтобы
привлечь внимание стоявших поблизости судов, он стал стрелять из
ракетницы и жечь фальшфейеры. Эти сигналы на некоторых стоявших на рейде
кораблях приняли за вызов лоцмана судном, на других - за приветственные
сигналы пришедшего на рейд судна. В то время еще. не существовало
особого визуального сигнала бедствия -~ красных ракет и огней. Поэтому
на белые ракеты Нортфлита из двухсот судов, стоявших вокруг,
откликнулись лишь лоцманский куттер Принцесса, лоцманский куттер № 3 и
колесные буксиры Сити оф Лондон и Мери. Последний стоял на якоре почти
рядом и, быстро подняв пары, подошел на помощь.
Клипер погружался, тяжёлые рельсы тянули его ко дну, и хотя команда
усиленно откачивала воду из трюмов, помпы не справлялись с вливавшейся
внутрь корабля водой. Приказ капитана посадить в шлюпки в первую очередь
женщин и детей вызвал у некоторых пассажиров-мужчин не то что
недовольство, а настоящий гнев и бешенство. Позже один из очевидцев
катастрофы писал: Озверевшая толпа перепуганных и потерявших рассудок
людей металась по палубе от одной шлюпки к другой, сметая все на своем
пути, ее бег походил на движение стада бизонов.
Едва была отдана команда спустить две кормовые шлюпки с женщинами и
детьми, как в них сверху по талям бросились, как обезьяны, мужчины. Их
было много... Переполненные шлюпки, зачерпнув бортом, пошли на дно, и
почти все, кто в них находился, погибли в ледяной воде. Видя, что
озверевшая толпа рабочих готова захватить две другие, уже висевшие на
талях, шлюпки, Ноуэлз открыл стрельбу из револьвера. Ему помог некий
Самуэль Бранд - пассажир, у которого оказался с собой пистолет. Стрельба
заставила толпу отказаться от попыток захватить шлюпки, и она бросилась
на бак клипера, но там шлюпок не было.
Те, кто видел тонущий Нортфлит с других судов, говорили, что издали
клипер с плясавшими отблесками зажженных на палубе фонарей и с толпой
метавшихся полуголых людей походил на рисунки Густава Дорэ,
иллюстрирующие ад Данте. Эта драма происходила на забитом судами рейде
почти при полном штиле. Ночная мгла усугубила катастрофу, поскольку в
темноте издали трудно было понять, что с кораблем случилась беда. Многие
вахтенные стоявших в ту ночь у Данджнесса судов решили, что это какое-то
судно зажгло свои палубные огни, чтобы принять с подошедшего лихтера
груз.
На Нортфлите имелась одна сигнальная пушка. Но когда Ноуэлз приказал,
рассчитывая звуком выстрела привлечь внимание других судов, из нее
стрелять, заряд пороха поджечь не смогли - запальное отверстие было
забито ржавчиной. Одно паровое судно, стоявшее в 100 м от Нортфлита, в
это время, видимо, ничего не поняв, снялось с якоря и пошло на запад.
Его команда не ведала о том, что рядом гибнут люди. Другим ближайшим к
Нортфлиту кораблем оказался, как выяснилось потом, клипер Корона,
который стоял на якоре в 300 м. Но на помощь он не подошел. Оказалось,
что его вахтенный на палубе спал и не видел происходившего.
Нортфлит продержался на плаву всего 20 минут. На месте великолепного
корабля плавали обломки, бочки, решетки и барахтавшиеся в холодной воде
люди. Подошедший к месту трагедии буксир Сити оф Лондон за 200 м
вынужден был остановить вращение своих гребных колес, чтобы не убить и
не покалечить ими плававших в воде людей. Это было то же самое, что идти
в темноте по комнате, где на полу лежат куриные яйца, - писал в своем
отчете позже капитан буксира. Он спас с воды 34 человека, буксир Мери -
30 человек, куттер Принцесса и лоцманский куттер № 3 - 22 человека -
всего 86 человек. Остальные 293 человека, включая капитана и всех
офицеров корабля, утонули.
Итак, Нортфлит лежал на дне рейда, а протаранивший его незнакомец
скрылся в ночи, погасив огни.
Английское управление торговли, начав тут же расследование этого
небывалого происшествия, объявило награду в 100 фунтов стерлингов любому
лицу, кто укажет пароход, потопивший Нортфлит. Через неделю в испанском
порту Кадис британский консул получил письменное заявление от Самуэля
Белла и Джеймса Гудъива - английских подданных, которые только что
высадились с испанского парохода Мурильо. В их заявлении подробно
рассказывалось о том, как они погрузились на это судно в Антверпене, как
начался рейс, как они у Дувра высадили лоцмана и как пароход пошел в
сторону Данджнесса. В самый момент удара оба англичанина находились в
каюте. Почувствовав сильный толчок и услышав крики, они выбежали на
палубу. Оба видели, как Мурильо, дав задний ход, выдернул свой нос из
борта неизвестного парусного корабля, стоявшего на якоре, погасил свои
огни и ушел в сторону открытого моря. В заявлении говорилось, что они
просили капитана парохода Беррутэ остановить судно, спустить на воду
шлюпки и оказать тонущему паруснику помощь. Но испанский капитан выгнал
их из своей каюты...
Вмешательство британского консула в Кадисе привело к тому, что над
командой парохода Мурильо назначили суд, а на судно наложили арест. Но
на этом суде никто не мог доказать, что Мурильо налетел и потопил именно
Нортфлит, хотя нос парохода был поврежден и всем было очевидно, что
судно во что-то врезалось. Заявление, поданное англичанами, суд
отказался рассматривать, признав его предвзятым. Арест с парохода был
снят.
Прошло восемь месяцев, и 22 сентября 1873 г. Мурильо оказался в
английском порту Дувр.