поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Катастрофа
К сожалению, этого не понимали ни на мостике, ни в
машинном отделении. По непонятным причинам хваленая система определения
очагов пожара и автоматическая система тушения огня не сработали. Хотя
капитан Уормс был тотчас оповещен о пожаре, он не представлял, что может
произойти нечто серьезное. Он думал о предстоящих трудностях швартовки в
тесной гавани и вполне был уверен, что пожар будет ликвидирован.
Первые полчаса пожара Уормс находился в состоянии какого-то странного
оцепенения, и лишь выход из строя авторулевого отрезвил его. Только
сейчас он догадался изменить курс и отвернуть от ветра.
В судебном отчете по делу о пожаре на Морро Касл, которое позже
слушалось в Нью-Йорке, отмечалось, что поведение капитана Уормса и его
помощников напоминало действия трагедийных актеров, создававших своими
действиями панику и замешательство. Было странным и то, что вызванный по
телефону из своей каюты старший механик Эббот на мостик не явился. Не
видели его и в машинном отделении. Оказалось, что он в эти минуты
организовывал спуск спасательной шлюпки по правому борту. В ней его
(хотя и со сломанной рукой) и увидели журналисты, когда через несколько
часов шлюпка достигла берега.
Вызванный капитаном боцман лайнера еще не протрезвел после попойки в
Гаване, едва держался на ногах, не понимая, что творится вокруг.
По непонятным причинам Уормс никого не выделил из своих помощников для
руководства тушением пожара. Огонь пытались погасить сами пассажиры. В
панике они раскатывали шланги, открывали гидранты и лили в дым воду. Но
огонь наступал, - людям приходилось искать спасения. Таким образом,
оказались открытыми почти все гидранты, и хотя механики уже включили
насосы, давления в главной пожарной магистрали почти не было. Тушить
пожар было нечем. А тем временем с ходового мостика вниз, сквозь семь
палуб, Уормс машинным телеграфом передавал механикам команды. Согласно
заведенному порядку их заносили в машинный журнал так же, как это делают
и теперь.
Приведем выписку из журнала машинного отделения Морро Касл. Вот что
буквально вытворял капитан Уормс:
3.10 - Полный вперед правой (машиной);
3.10,5 - Малый вперед правой;
3.13 - Полный вперед правой, левая - стоп;
3.14 - Полный вперед левой;
3.18 - Полный назад правой;
3.19 - Полный вперед правой;
3.19,5 - Средний вперед левой;
3.21 - Средний назад правой.
В течение 10 минут Морро Касл беспрестанно менял курс, описывал зигзаги,
выходил на циркуляцию, крутился на месте... и ветер превратил пожар в
гигантский бушующий костер.
После последней команды (средний назад правой) механики остановили обе
турбоэлектрические установки: встали дизель-генераторы, лайнер
погрузился в темноту... Машинное отделение наполнилось дымом. Там уже
невозможно было оставаться. Механики, мотористы, электрики и смазчики
покинули свои посты. Но немногим из них удалось найти спасение на
верхних палубах корабля. Позже один из мотористов Морро Касл писал: Я,
сменившись в полночь с вахты, прилег на диван в дежурной каюте младших
механиков. Меня разбудили крики о помощи. Проснувшись, я почувствовал в
каюте дым. Я открыл дверь и увидел, что все кругом горит. Три раза я
пытался подняться наверх по трапу, и три раза меня стаскивали за ноги
те, кто, как звери, дрались в узком проходе, ведущем на шлюпочную
палубу. С левого борта пламя бушевало, по-моему, сильнее. Там почему-то
оказалось много женщин. Я видел, как они погибали в огне. Пробраться к
ним не было никакой возможности из-за страшного жара от огня....