поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Южное кладбище Атлантики
Первыми с этим гиблым местом познакомились испанские
конкистадоры, устремившиеся после плавания Колумба к берегам Нового
Света на поиски легендарной страны золота Эльдорадо. Идя на юг вдоль
восточного берега Северной Америки, испанцы узнали о существовании
мощного течения. Они избегали с ним встречи, предпочитая идти сначала
вдоль западного берега Африки до широты Канарских островов, потом
пересекать океан с попутным потоком экваториального течения и выходить
прямо к берегам Вест-Индии. Гольфстрим испанцы использовали на обратном
пути, следуя в его потоке от берегов Флориды.
Как правило, первая земля континента Северной Америки, которую они
видели, была мыс Гаттерас. Отсюда же их корабли, возвращаясь домой,
отворачивали на восток, выходя на просторы Атлантики. Почти два века все
сведения о Гольфстриме испанцы держали в секрете, как профессиональную
тайну мореплавания.
Далеко не всем кораблям конкистадоров удалось благополучно достичь
обетованных берегов родной Кастилии! Не сразу они постигли премудрость
мощного Гольфстрима и изменчивых ветров, не сразу нанесли они на свои
портуланы коварную песчаную косу и прилегающие к ней отмели. На
протяжении более чем четырех столетий здесь гибли корабли...
По сведениям американских историков, канувшая в лету Армада насчитывала
более 3000 судов, причем точно установлены названия, места и даты
кораблекрушений 2200 из них. В ненасытных дюнах песчаной косы одинаково
быстро исчезали и изящные каравеллы португальцев, и тяжелые галеоны
испанцев, и мощные корабли Вест-Индской компании, и стальные океанские
пароходы нашего столетия.
Район северо-восточного побережья Америки от мыса Генри до мыса Фир
является самым большим морским кладбищем на земном шаре. В его мрачном
реестре можно встретить корабли с одним и тем же названием, однотипные
корабли, корабли самого различного класса и назначения - от броненосца
до тральщика, корабли под флагами всех морских держав мира...
Время от времени постоянно перемещающиеся пески Дюн Вёрджинии Дэйр
обнажают свои жертвы - на свет появляются остовы погибших здесь столетия
назад английских нефов, французских полякр, американских клиперов и
шхун, немецких четырехмачтовых барков. Здесь повсюду из песка торчат
мачты и реи парусников, виднеются ржавые проеденные насквозь солью борта
и трубы пароходов, эсминцев и подводных лодок последней мировой войны.
Остается рассказать подробнее о наиболее тяжелых кораблекрушениях,
которые свидетельствуют о неукротимом нраве этого пожирателя кораблей.
1750 г., 18 августа. Ураган разметал испанскую эскадру золотого флота
под командованием дона Хуана Мануэля де Бониллы. Все семнадцать галеонов
с ценным грузом были выброшены на дюны. Из 2500 моряков спастись удалось
73.
1837 г. На отмелях мыса Лукаут гибнет со всей командой американский барк
Мехико, а в прибрежных дюнах острова Окракок, у подножья башни маяка,
исчезает английский парусно-колесный пароход Хоум, направлявшийся из
Нью-Йорка в Чарльстон. Число жертв второй катастрофы превышает 100
человек.
1850 г., 24 июля. На мели Даймонд во время шторма находят свое последнее
пристанище бриги Маргет, Океан, Беллэ, Мери Эллен и шхуна Рейсер.
Большая часть их экипажей гибнет.
1862 г., 30 декабря. Во время шторма, в двух милях от мыса Гаттерас
тонет ведомый на буксире Монитор - корабль, ставший прототипом
последующих броненосцев. Тот самый Монитор, который во время гражданской
войны в Северных Американских Штатах вышел победителем из дуэли с
Мэримаком - броненосной батареей конфедератов. Шторм погубил победителя
легендарного поединка на Хемптонскрм рейде. Буксиру удалось спасти менее
половины команды.
1871 г., 27 января. Во время тумана близ Чикамакомико английский пароход
Кенсингтон сталкивается с американским трехмачтовым барком Темплар. Оба
судна идут ко дну, унося с собой более 150 человек.
1877 г., 24 ноября. Во время шторма близ мыса Гаттерас тонет
американский паровой фрегат Гурон. Число жертв превышает 100 человек.
1878 г., 31 января. Во время шторма у северной части Внешних Отмелей
американский пароход Метрополис выносит на прибрежные дюны. В неравной
борьбе погибают 85 человек. Спастись удается лишь троим.
1889 г., 23 - 24 октября. Во время сильного шторма в цепкие объятия Дюн
Вёрджинии Дэйр попадает сразу шесть американских шхун. Лишь немногим,
самым сильным пловцам удается выбраться на сушу.
1890 г., 1 октября. Английский грузовой пароход Гленрат, следуя с лесом
из Южной Америки в Антверпен, близ мыса Лукаут, со всего хода ударяется
о затонувшее здесь ранее судно и идет ко дну. Часть экипажа гибнет.
1899 г., 16 - 18 августа. Над Гаттерасом проносится ураган страшной
разрушительной силы. Застигнутые близ Дюн Вёрджинии Дэйр суда пытаются
уйти в открытое море, но тщетно. В зыбучих песках Внешних Отмелей
находят свою могилу шесть больших шхун и баркентина Присцилла. Очень
много человеческих жертв.
1919 г., 30 июля. Английский грузовой пароход Клан Горден, направляясь с
грузом нефти в бочках из Нью-Йорка в Дайрен, во время шторма
опрокидывается вверх килем в 140 милях к юго-востоку от мыса Гаттерас.
1924 г., 12 марта. Шторм у Гаттераса застает врасплох американский
грузовой пароход Сантьяго. Волны срывают брезент и лючины второго трюма.
Пароход, набрав воды, идет ко дну, унося с собой 25 человек экипажа.
Десятерым удается спастись на шлюпке.
1936 г., 26 декабря. Греческий грузовой пароход Маунт Дирфис, следуя с
грузом хромовой руды, оказывается у мыса Фир на мели Фрайинг-Пан. Спустя
полтора часа зыбь переламывает корпус судна пополам. Часть экипажа
гибнет.
1951 г., 5 октября. Американский грузовой теплоход Саутерн Айлз с грузом
железной руды из-за сильного волнения переламывается на две части в 250
милях к юго-западу от мыса Гаттерас. Лишь семерым морякам удается
спастись на шлюпке.