поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Робинзоны-каторжане и всадники-спасатели
(продолжение)
Лошади Сейбла скорее напоминают крупных пони, нежели
лошадей. Они очень дики, выносливы, живут табуном, питаясь осокой, диким
горохом и какими-то цветами, которые растут только на Сейбле.
Ежедневно четыре спасателя объезжали остров вдоль полосы прибоя, следуя
с его разных сторон навстречу друг другу. Они искали в тумане паруса,
смотрели, не выбросил ли океан обломки корабля. Вот они заметили
гибнувшее близ острова судно... Дозорные галопом мчатся к сараю и бьют
тревогу. Дежурные гребцы впрягают в упряжку четырех пони, те волоком
тащат вельбот к воде. Искусно преодолев первые три волны прибоя, гребцы
устремляются туда, где терпит бедствие корабль. Тем временем остальные
спасатели, включая смотрителя маяка, уже скачут к месту происшествия по
суше.
Потом с гибнущего корабля перебрасывают на остров канат: только так
можно было вырвать из пасти Сейбла попавших в беду людей.
До сих пор в английских лоциях, описывающих район Нова-Скотии,
сохраняется немаловажное примечание: Если судно окажется на мели близ
острова Сейбл, команде следует оставаться на борту до тех пор, пока
спасательная станция не окажет помощь. Практика показывает, что все
попытки спастись на шлюпках судна неизменно оканчивались человеческими
жертвами.
В летописи кораблекрушений зарегистрировано всего восемь судов, которым
удалось выбраться из цепких объятий Сейбла и избежать гибели.
История острова Сейбл знает только один-единственный случай, когда
помощь спасателей не понадобилась.
Это произошло в 1846 г. Американская рыболовная шхуна Арно под
командованием капитана Хиггинса промышляла рыбу близ острова Песков.
Шквал, неожиданно налетевший ночью, сорвал большинство парусов и едва не
опрокинул судно. На рассвете капитан понял, что течение и ветер занесли
Арно на отмели Сейбла. Надежда оставалась только на якоря. Их отдали,
вытравив с каждого клюза по 100 саженей каната. К полудню норд-вест
перешел в девятибалльный шторм. Океан кипел над отмелями, как вода в
котле. Шхуну несло к смертоносным бурунам. Хиггинс, не рассчитывая на
зоркость и бдительность спасателей Сейбла, решил испытать судьбу. Чтобы
на судне не возникла паника, он запер команду в трюме. Двух бывалых
матросов он поставил на баке у каждого борта и, чтобы их не смыло за
борт, привязал к поручням. Сам Хиггинс вцепился в штурвал. Шхуна с
невероятной быстротой неслась к берегу. Привязанные матросы лили из
бочонков в воду рыбий жир. Ветер гнал его перед носом судна в сторону
острова. Этот древний и надежный способ сглаживать гребни волн нередко
применяли и до сих пор применяют моряки, когда нужно сбить гребни волны.
Буруны перебросили шхуну через песчаный бар острова, и она оказалась в
безопасности, у подножья окатываемых прибоем дюн. Все люди спаслись, но
шхуна погибла - на следующий день ее разбил шторм, и обломки Арно
скрылись в песчаном чреве Сейбла.
В 1852 г. на острове построили новое, более крупное здание спасательной
станции, а деревянный вельбот заменили новым - железным. В 1893 г.
соорудили новое здание, но сильный шторм за одну ночь разрушил его до
основания - пришлось строить заново и надежнее.
Хуже дело обстояло на Сейбле с маяками. С 1802 г. деревянное строение
единственной маячной башни стояло в средней части острова. В 1873 г.,
когда, несмотря на многочисленные ремонты и укрепления, башня маяка
окончательно обветшала, маяк заменили двумя новыми с железной ажурной
конструкцией. Восточный маяк благополучно прослужил около ста лет, а вот
западный пришлось заменять шесть раз: ненасытный Сейбл проглотил шесть
своих маяков. Люди знали, что остров упорно ползет на восток, оставляя
свой западный хвост, где стоял маяк, под водой, но просто не успевали
переносить его на другое место. Так и пришлось с континента шесть раз
доставлять новые конструкции маячных башен.