поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Порт-Артур
В результате победоносной войны с Китаем в 1895 году Япония овладела на
берегах Желтого моря районом единственного морского выхода из Маньчжурии
и военно-морской базой на Ляодунском полуострове - Люйшунем, более
известным европейцам как Порт-Артур (назван так в честь командира
английского судна, зашедшего в бухту в 1858 году). Действия японцев
противоречили интересам России, предполагавшей утвердиться в этом
регионе. Предпринятые ею при поддержке Франции и Германии
дипломатический демарш и демонстрация силы вынудили Японию в конце 1895
года отказаться от Ляодуна, но крайне обострили отношения между двумя
державами. С этого времени кабинет микадо стал энергично готовиться к
войне с Россией.
В августе 1896 года российское правительство заключило договор с Китаем
на строительство через Маньчжурию до Владивостока ставшей впоследствии
знаменитой Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД); это означало
реальное укрепление позиций России в Северном Китае. Тем временем в
ноябре 1897 года Германия, формально арендовав у Китая на 99 лет,
фактически захватила на Шаньдунском полуострове порт Цзяочжоу (Циндао),
что послужило сигналом для аналогичных действий других держав, начавших
раздел страны. Франция на юге Китая завладела Гуанчжоуванем, Англия -
портом Вэйхайвэй на северном берегу Шаньдуна.
План Порта Артур
В Петербург стали поступать тревожные сообщения о намерении англичан
занять Порт-Артур, и, чтобы воспрепятствовать этому, 3 декабря 1897 года
отряд кораблей во главе с крейсером "Рюрик" бросил якорь на внешнем
рейде крепости и остался там зимовать. Заключенная 15 марта следующего
года русско-китайская конвенция, формально предоставив России в аренду
на 25 лет Ляодунский полуостров, фактически закрепляла его приобретение
с портами Артур и Далянь и давала право на строительство южной ветви
КВЖД - Южно-Маньчжурской железной дороги от Харбина к Порт-Артуру.
Главные силы русских Морских сил в Тихом океане получили на побережье
Желтого моря практически незамерзающую (в отличие от Владивостока) базу.
В Порт-Артуре первыми высадились 9-й Восточносибирский стрелковый полк и
3-я батарея Восточносибирского артиллерийского дивизиона. Вскоре из
Владивостока на пароходах Добровольного флота "Тамбов" и "Петербург"
прибыли первые двадцать артиллерийских орудий, затем высадились 10-й
Восточносибирский стрелковый полк, шесть рот крепостной артиллерии,
саперная рота, две полевые батареи и сотня 1-го Верхнеудинского
казачьего полка.
16 марта 1898 года над Золотой горой под гром приветственного салюта и
раскатистое "ура!" взвился
Андреевский флаг. Занятие крепости позволило отказаться от использования
русскими кораблями в зимнее время японского порта Нагасаки. Политическое
и военное руководство России решило сделать Порт-Артур основной
военно-морской базой Морских сил в Тихом океане, а коммерческий порт
Далянь, переименованный в Дальний, открыть для широкой международной
торговли. Территорию Ляодунского полуострова с прилегающими островами
Эллиот, Блонд, Саншантао, Роунд, Кеп, Мур-чисон и другие под названием
Квантунской области включили в состав России. Особая комиссия установила
точные границы области, после чего было введено гражданское управление в
лице генерал-адъютанта вице-адмирала Е. И. Алексеева, принявшего также
на себя командование Морскими силами в Тихом океане. Один из инициаторов
строительства КВЖД министр финансов и будущий председатель Совета
министров граф С. Ю. Витте впоследствии так оценил происшедшие на
переломе веков события: "Проложением Китайско-Восточной железной дороги
с сооружением Порт-Артура и Дальнего совершено великое дело выполнена
историческая задача, сделан один из последних шагов в поступательном
движении России на Дальнем Востоке, в ее стремлении найти выход к
открытому морю, к незамерзающим берегам Тихого океана>.
Порт-Артур при его занятии русскими представлял собой небольшой
неблагоустроенный поселок с населением около четырех тысяч человек,
получивший впоследствии название Старого города. Войска и администрация
разместились вначале в бывших китайских казармах, присутственных местах,
фанзах. В мае 1901 года приступили к нарезке и продаже участков в Новом
городе; через год-два он начал быстро застраиваться. Городское население
и местная торговля неуклонно возрастали - каждый пароход привозил новые
воинские части и служащих, военное имущество, товары и строительные
материалы. Из внутренних провинций Китая в Квантунскую область хлынул
мощный поток рабочей силы, и к началу 1904 года в городе проживало
(кроме войск) 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.
Мелководную гавань Порт-Арту-ра начали углублять еще китайцы, которые
устроили искусственный Восточный бассейн с глубиной при отливе 5, а во
время прилива более 8 м, со входом в него шириной 80 м; эта гавань
вмещала до десятка судов средней величины. В 1901 году приступили к
углублению Западного бассейна, предназначенного для броненосцев, но к
началу войны эту работу, как и строительство нового сухого дока, не
успели закончить. Зато удалось несколько увеличить унаследованный от
китайцев старый док для крейсеров, восстановить и усовершенствовать
разрушенные японцами еще в 1895 году малую верфь и арсенал, портовые и
торпедную мастерские и док для миноносцев. Оба внутренних бассейна
соединял с просторным внешним рейдом проход длиной около 900 и
минимальной шириной 300 м. Открытость внешнего рейда весьма опасным для
судов восточным и южным ветрам, теснота внутренней гавани, возможность
пользоваться проходом для крупных кораблей лишь во время полного прилива
снижали значение Порт-Артура как военно-морской базы. Внешний рейд и
вход во внутреннюю гавань прикрывались рядом сильных фортов,
расположенных восточнее прохода на господствующих высотах с отвесными
склонами и на низменном полуострове Тигровый Хвост.
По воспоминаниям лиц, живших в Порт-Артуре, с моря он казался очень
неприветливым. Взгляду пассажира подходящего к городу парохода сначала
открывался длинный горный хребет, круто обрывающийся в море. От огромных
угрюмых желто-серых скал и ущелий, лишенных какой-либо растительности,
веяло тоской и холодом. Море с глухим шумом било в высокий берег; на его
плоских вершинах виднелись длинные стволы грозных орудий. Справа от
прохода во внутреннюю гавань на отколовшемся от горы и как бы
остановившемся при падении в море скалистом массиве располагалась
батарея Электрический утес, вооруженная самыми мощными береговыми
десятидюймовыми пушками.
С вершины Золотой горы, на которой развевался Андреевский флаг,
открывался чудный вид на город. Прямо внизу,- отмечал инженер-механик
флота Б. М. Лобач-Жученко, проживший три года в Порт-Артуре и
составивший его подробное описание,- виднелся Восточный бассейн, за ним
у подножия Перепелочной горы раскинулся Старый город, за которым
тянулась холмистая местность вплоть до горы Большой, доминирующей над
всем Артуром; у ее основания разместился Новый китайский город. Справа
от Восточного бассейна находилось Пресноводное озеро, замыкаемое
амфитеатром высоких гор; вокруг озера в беспорядке расположились казармы
и здания Инженерного ведомства. Между Пресноводным озером, Золотой и
Крестовой горами и морем находились Дачные места, застроенные коттеджами
флотских офицеров. Взгляду налево открывался выход на внешний рейд и
далее обширный внутренний залив - Западный бассейн, на противоположной
стороне которого раскинулся Новый европейский город; от моря залив
отделялся длинным и узким полуостровом Тигровый Хвост. Вся панорама
замыкалась цепью высоких обрывистых гор, на которых располагалось кольцо
укреплений, защищавших Порт-Артур, и морем.
В Новом городе для военной администрации построили здания штаба и
Инженерного управления, возвели Русско-китайский банк, реальное училище
и много жилых домов. Главную улицу города - Морскую - застроили большими
добротными зданиями. Западную часть Нового города заняли многочисленные
одноэтажные солдатские казармы, огромное здание флотского экипажа и
небольшие офицерские домики; в центре его разбили сад и построили
оранжерею. На Тигровом Хвосте располагался Минный городок со складами и
небольшим доком для миноносцев. Широкая и высокая Перепелочная гора
отделяла Новый город от Старого.
Поврежденный в ночь на 27 января 1904 крейсер "Паллада" в доке
В районе Восточного бассейна находились портовые мастерские и угольные
склады. Разрушенный японцами в 1895 году судоремонтный завод после
восстановления пришлось заново оборудовать полученными из России
станками. Завод мог выполнять ремонт крупных кораблей эскадры - замену
топок и котлов, цилиндров паровых машин, гребных винтов, выверку и
установку гребных валов; изготавливались также запасные части к
механизмам. Территория порта и город освещались от центральной портовой
электростанции. За портом, в районе Пресноводного озера построили
двухэтажное здание Квантунского флотского экипажа, а на близлежащих
горах раскинулись постройки Инженерного ведомства.