поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Крейсер "Новик" (продолжение)
В 18 ч 45 мин далеко обогнавший броненосцы "Аскольд" неожиданно
повернул назад, подняв сигнал: "Отряду крейсеров следовать за мной",- Н.
К. Рейценштейн решил выполнить свое указание о прорыве, но только
"Новик" устремился за ним, хотя путь на юг преграждали семь японских
крейсеров. Когда же "Аскольд" и "Новик", усилив огонь, прибавили ход,
погнались за ними лишь "Читозе", "Кассаги" и "Такасаго" как самые
быстроходные (22,5 уз.) Во время прорыва в левый борт "Новика" попало
три снаряда.
И хотя серьезных повреждений они не причинили, осколками убило комендора
С. Я. Зяблицына и ученика сигнальщика П. А. Чернышева. Счастливо
отделался легким ранением доктор Н. В. Лисицын. Поднявшись на мостик, он
наблюдал за неприятелем, но едва опустил руку с биноклем, как его сбила
воздушная волна близкого разрыва. При этом осколок снаряда повредил ему
два пальца и вдребезги разбил бинокль, защитивший от тяжелого ранения.
При прорыве скорость "Новика" довели до 24 уз. Наконец в 20 ч 30 мин
японские крейсеры отстали, но два часа работы в предельном режиме
изношенных шестимесячной службой машин "Новика" роковым образом
сказались на его дальнейшей судьбе. Через час "Новик" попросил "Аскольд"
уменьшить скорость - начали греться воздушные насосы холодильников. Еще
час - и резко увеличилась соленость воды в котлах. Вторично попросили
сбавить
ход, но "Аскольд" не ответил и скрылся в темноте. Впрочем, М. Ф. Шульц и
сам просил не отвечать, чтобы не открывать неприятелю своего места.
Остановили машины. Вскрыв холодильники, нашли в них текущие трубки и
массу водорослей. Вскоре дали ход бортовыми машинами, остановив среднюю,
но после полуночи вышел из строя один котел, затем другой, а к рассвету
- пять. Встретив утром крейсер "Диана" и миноносец "Грозовой", Шульц
известил их командиров, что намерен идти за углем в Циндао (обнаружился
его перерасход). "Диана" и "Грозовой" скрылись за горизонтом, а "Новик"
продолжил свой путь...
На палубе "Новика"
В Циндао (иначе - Киао-Чао, военно-морская база Германии на
территории Китая), находившемся в 300 милях к югу от Порт-Артура, еще
утром 29 июля стал циркулировать слух, что накануне порт-артурская
эскадра сделала отчаянную попытку прорыва блокады и нескольким кораблям
она удалась... Вдруг в 16 ч
30 мин сигнальная станция подняла шар-знак: к порту идет военный
корабль. Несколько минут - и на сигнальной мачте взвился русский флаг и
поднялся второй шар - к Циндао подходят русские корабли! В порту
поднялось неописуемое волнение. Чуть ли не все население города
устремилось на пристань и на прибрежные высоты - всем хотелось увидеть
корабли после боя. Артиллерийская команда беглым шагом торопилась на
салютационную батарею. Около 17 ч на внешний рейд пришел и отдал якорь
миноносец "Бесшумный", а за ним - самый известный корабль русской
эскадры крейсер "Новик"!
Корреспондент лондонской "Тайме" в Токио писал: <Едва ли какое другое
событие в течение этой весны привлекло к себе в Японии больше внимания,
чем судьба "Новика". Маленький крейсер беспримерными подвигами завоевал
сердца своих противников. Начиная с первого морского боя 27 января,
когда он отважно вышел из рядов своих более могучих товарищей и
устремился на японскую эскадру, "Новик" под командой Н. О. Эссена
отличался по меньшей мере шесть раз. При этом он ни разу не понес
сколько-нибудь серьезных повреждений. Он казался как бы заколдованным! И
не раз японские моряки благословляли судьбу, что им приходится иметь
дело только с одним "Новиком" - иначе вся судьба морской кампании могла
быть совершенно иною...>.
В свое время газеты и журналы не только России, но и всего мира
опубликовали корреспонденции о том, как на третий день после прибытия в
Порт-Артур адмирал С. О. Макаров решился на рискованный маневр - спасать
гибнущий миноносец "Стерегущий" на виду у сильнейшего противника.
Старший офицер крейсера "Диана" В. И. Семенов так описал это событие:
<На "Новике"! Флаг на "Новике"! - вдруг закричал сигнальщик. Все разом
всколыхнулось! Команда кинулась к бортам. Офицеры вырывали друг у друга
бинокли... Сомнений не было! На мачте "Новика", этого небольшого
крейсера, смело мчавшегося на выручку одного миноносца, развевался флаг
командующего флотом. <Не утерпел!.. Это уж чересчур!.. Но это было не
"чересчур", а именно то, что требовалось. Это были похороны старого
лозунга "не рисковать" и замена его чем-то совсем новым...>*.
Карта прорыва "Новика" после боя 28 июля 1904
года и схема боя у Корсаковского поста 7 августа 1904 года
На рейде Циндао русские корабли и береговые батареи обменялись
салютом в двадцать один выстрел. М. Ф. Шульц, запретив даже офицерам
съезд на берег и оставив за себя старшего офицера лейтенанта К- А.
Порембского, поспешил к губернатору за разрешением на погрузку угля. И
хотя крейсер тем временем перешел на внутренний рейд, где русские
корабли несколько недель ждали два угольщика, до возвращения командира
всякое сообщение с берегом воспретили. Новиковские инженер-механики А.
В. Пото, Б. В. Жданов и А. В. Фрейлихман организовали ремонт механизмов
и котлов, а остальные офицеры (лейтенанты А. П. Штер, А. Н. Зеленой,
мичманы С. О. Бурачек, К. Н. Кно-ринг, А. И. Шейковский и А. П.
Максимов) вместе с матросами готовились к угольному авралу.
По правилам нейтралитета, действовавшим в Циндао, корабль любой воюющей
страны мог в порту починиться, пополнить запасы угля и продовольствия,
оставаясь в нем не более суток. Порт за это время мог быть блокирован
неприятелем - это вынуждало "Новик" выйти из Циндао еще затемно. Только
около 21 ч началась погрузка угля, и тогда же в порт вошел флагманский
броненосец "Цесаревич". М. Ф. Шульц хотел было посоветоваться с
командованием о дальнейших планах, но узнал, что В. К- Витгефт убит,
раненых начальника штаба эскадры контр-адмирала Н. А. Матусевича и
командира "Цесаревича" капитана 1 ранга Н. М. Иванова отправили в
береговой госпиталь, а оставшийся за командира капитан 2 ранга Д. П.
Шумов уже принял решение интернировать корабль до конца войны
(продлившейся еще год с лишним).
Но для "Новика" война не закончилась! Приняв в бункера 250 т угля,
крейсер после десятичасового пребывания в Циндао вышел в море (как и в
Порт-Артуре, и здесь из-за спешки так и не приняв полный запас),
"счастливо ускользнув от японских крейсеров, стороживших гавань в
некотором отдалении",- сообщил корреспондент "Кельнишер Цайтунг".
Маскируя свои намерения, "Новик" повернул сначала на юг (в этом
направлении накануне прошли "Аскольд" - в Шанхай и "Диана" - в Сайгон),
а затем на юго-восток со скоростью 15 уз, взяв курс на пролив Ван-Димена.
31 июля "Новик" заметили с японского парохода, который он не
преследовал, экономя уголь.