поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Крейсер II ранга Новик
В соответствии с "программой для нужд Дальнего Востока", принятой в
1898 году. Морской технический комитет разработал техническое задание на
проектирование крейсера водоизмещением 3000 т, предназначавшегося не
только для разведочной службы при эскадре, но и ее защиты от нападения
неприятельских миноносцев и поддержки атак своих миноносных кораблей.
Контракт на постройку такого крейсера, получившего название "Новик'^ был
подписан с германской фирмой "Шихау" 5 августа 1898 года. Строился
корабль отделением этой фирмы в Данциге, механизмы изготовлялись в
Эльбинге. Официальная закладка корабля состоялась 29 февраля 1900 года,
когда корпус был уже доведен постройкой до броневой палубы. 2 августа
"Новик" спустили на воду, и 3 мая 1901 года крейсер под русским
государственным флагом вышел на первую семичасовую заводскую пробу.
Водоизмещение нормальное 3080 (по проекту 3000), полное - 3180 т. Длина
между перпендикулярами 106, максимальная ширина 12,2 осадка 5 м. Толщина
броневой палубы (по всей длине от тарана до ахтерштевня) 30 в
горизонтальной части и 51 мм на скосах. Выступавшие над броневой палубой
части главных машин прикрывали 70-мм гласисы. Энергетическая установка:
три вертикальные машины тройного расширения пара общей мощностью 17800
л. с. и двенадцать водотрубных котлов системы Шихау. Скорость до 26 уз.
Схема бокового вида крейсера
II ранга "Новик"
Вооружение: шесть 120-, шесть 47- и два 37-мм орудия, кормовой и
четыре бортовых минных (торпедных) аппарата. Боевая рубка защищалась
30-мм броневыми плитами. Экипаж (по штату) - 12 офицеров и 316
кондукторов и нижних чинов.
18 мая 1902 года после завершения приемосдаточных испытаний "Новик"
прибыл в Россию. 14 сентября того же года крейсер под командованием
капитана 2 ранга П. Ф. Гаврилова покинул Кронштадт, взяв курс на Дальний
Восток. 6 декабря, когда "Новик"находился в Пирее (Греция), в
командование им вступил капитан 2 ранга Н. О. Эссен.
В Порт-Артур крейсер пришел 2 апреля 1903 года. Буквально с первых минут
русскояпонской войны началась активная служба "Новика". Сразу же после
нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января
1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но
пока на "Новике" разводили пары, японские миноносцы успели уйти. В бою с
японской эскадрой на следующий день "Новик" предпринял дерзкую попытку
сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм
снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после
десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй.
Именно на "Новике" поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О.
Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий
миноносец "Стерегущий". Не раз крейсер прикрывал выходы в море
миноносцев и канонерских лодок, принимал участие в обстреле занятого
противником побережья.
В Российском флоте имя " Новик" носили 11-пушечный корвет, спущенный на
воду в 1856 году (14 сентября 1863 года разбился на камнях у мыса
де-Лос-Рейс на западном побережье Северной Америки), и знаменитый
эскадренный миноносец, один из быстроходнейших кораблей своего времени,
прославившийся на Балтике в годы первой мировой войны (под новым
названием "Яков Свердлов" 28 августа 1941 года подорвался на мине у
острова Мохни при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из
Таллинна