поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Эскадренные броненосцы типа Бородино в
Цусимском сражении
Тревожная весна 1905 года в Петербурге была насыщена важными
флотскими событиями: одно за другим в апреле и мае последовали
производство в полные адмиралы управляющего Морским министерством Ф. К.
Авелана, награждение порт-артурского героя Н. О. Эссена орденом Св.
Георгия 4-й степени, исключение со службы вольнодумствующего критика
капитана 2 ранга Н. J1. Кладо и проводы на Дальний Восток очередного
командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала А. А. Бирилева. Но
главное - вся столица находилась в ожидании известий с театра военных
действий. 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала
Зиновия Петровича Рожественского, совершив беспримерный океанский
переход, приближалась к Японскому морю, где ее поджидал Соединенный флот
адмирала Хейхатиро Того.
Боевое столкновение флотов было неизбежным. Российская официальная
печать предсказывала его исход довольно оптимистично: "При таком
энергичном адмирале, каким является Рожественский, мы вправе надеяться,
что наш флот выполнит все то, что будет в его силах. И Японии не дешево
обойдется первый же эскадренный бой"*. Большинство адмиралов и офицеров
сомневались в решительной победе, но были уверены, что основная часть
эскадры достигнет Владивостока, нанеся противнику
чувствительные потери. Эта уверенность основывалась не только на опыте
сражения в Желтом море 28 июля 1904 года и на оценке качеств 3. П.
Рожественского-флотоводца, но и на анализе соотношения сил.
Действительно, при количественном превосходстве японцев в крейсерах и
миноносцах главные силы противников насчитывали по двенадцать
броненосных кораблей. На четыре японских броненосца I класса и восемь
броненосных крейсеров у русских приходилось восемь эскадренных
броненосцев, старый броненосный крейсер и три броненосца береговой
обороны. Превосходство 2-й Тихоокеанской эскадры в орудиях крупного
калибра до известной степени компенсировало японский перевес в скорости
кораблей. Кроме того, четырем сильнейшим кораблям X. Того Рожественский
мог противопоставить четыре новейших эскадренных броненосца типа
"Бородино".
Оконченные постройкой буквально накануне похода эскадры, корабли типа
"Бородино" проектировались в 1898-1899 годы, когда основные элементы их
будущих противников - японских броненосцев I класса типа "Сикисима" -
уже определились, хотя еще не были известны в деталях. В результате
обсуждения в Морском техническом комитете (МТК) различных проектов
эскадренных броненосцев в декабре 1898 года руководство российского
морского ведомства остановилось на проекте французского инженера А.
Лаганя, строившего в Тулоне будущий "Цесаревич". Состав его вооружения,
заданный программой МТК, уступал "Сикисиме" на два 152-мм орудия, но
зато А. Лаганю удалось обеспечить надежную защиту корабля от снарядов и
мин в сочетании с выгодным - башенным - расположением крупной и средней
артиллерии при относительно скромном (12 900 т) водоизмещении.
Используя эскизный проект и спецификацию французского броненосца,
будущий главный корабельный инженер Петербургского порта Д. В. Скворцов
спроектировал корабль нормальным водоизмещением 13 516 т для постройки в
каменном эллинге Нового адмиралтейства. Главные механизмы этого
броненосца, получившего традиционное для линейных кораблей имя
"Бородино", были заказаны Франко-русскому заводу в Петербурге и
представляли собой точную копию механизмов "Цесаревича", рассчитанных на
мощность 16 300 л. с.
Эскадренный броненосец "Князь Суворов" после
спуска на воду
В начале 1899 года в проект внесли важное изменение: с подачи
председателя МТК вице-адмирала Н. М. Дикова и главного инспектора
кораблестроения Н. Е. Кутейникова управляющий Морским министерством
адмирал П. П. Тыртов и генерал-адмирал санкционировали защиту броней
всей 75-мм артиллерии за счет уменьшения на 2 дюйма (50.8 мм) толщины
главного броневого пояса. Чертеж этой защиты - центральной батареи,
носового и кормового казематов - утвердили по варианту Балтийского
завода, представленному его начальником К- К- Ратником и корабельным
инженером В. X. Оффенбергом.
Получив наряд на постройку второго броненосца типа "Бородино", балтийцы
несколько изменили и внутреннее расположение. Но глав-
ные отличия "Императора Александра III", названного Николаем II в честь
своего отца, от прототипа заключались в системе главных механизмов,
спроектированных Балтийским заводом (15 800 л. е.), и в расположении
нижней броневой палубы. На "Цесаревиче" и "Бородино" она закруглялась
книзу и переходила в противоминную броневую переборку. Вариант
Балтийского завода предусматривал плавное закругление палубы к нижнему
краю броневого шельфа, что, по мнению МТК, повышало сопротивляемость
защиты от снарядов.
Аналогичное расположение палубной брони было принято и на третьем
броненосце типа "Бородино" - "Орле", намеченном к постройке на "Галерном
островке" (с машинами и котлами Балтийского завода), а также на
броненосцах № 7 и 8, заказанных Балтийскому заводу. Эти два корабля
после некоторых колебаний решили строить по чертежам "Императора
Александра III", пожертвовав усилением вооружения ради однотипности и
соблюдения поспешно заключенных контрактов на поставку башенных
установок. В 1900 году броненосец № 7 получил имя "Князь Суворов" - в
память столетия кончины непобедимого генералиссимуса, а броненосец № 8
позднее назвали "Слава". Спущенный на воду 21 июля 1901 года, "Император
Александр III" мог быть представлен заводом к испытаниям уже осенью1902
года.
Бородинов достройке, слава в эллинге Балтийского
завода (низ)
Однако его задержала неготовность ряда систем, брони и вооружения,
вызванная медлительностью центральных учреждений морского ведомства.
Постройка и испытания корабля сопровождались целым рядом драматических
происшествий: в начале 1900 года в мастерской сгорела его модель,
изготовленная для демонстрации генерал-адмиралу*, спуск корабля на
воду был отмечен падением флагштока с императорским штандартом с крыши
эллинга и человеческими жертвами, постановка в Александровский док
Кронштадта - деформацией киля и флоров, заводская проба машин - опасным
креном на крутой циркуляции. Часть их объяснялась случайностью, другие
были вызваны трудностями постройки такого крупного корабля. Требовалось
устранение недостатков. На ходовых испытаниях осенью 1903 года
<Император Александр III" развил скорость 17,6 уз при естественной тяге
и мощности машин 16 265 л. с.