поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Крейсер "Аврора" в Великом сражении Японского
моря
Почти за два месяца до Цусимского боя, 26 марта 1905 года, командир
крейсера "Аврора" капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев записал в
своем дневнике: "Мы энергично принялись за окончательные работы по
самозащите многих частей крейсера... Лазарет и операционная устроены
были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было
пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать
возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была
сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой
части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось
исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных буливановских
противоминных сетей защиту от попадания деревянных осколков мачт и
траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги
орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие
дать массу осколков".
Крейсеры Аврора, Жемчуг, Олег в Маниле
Но прежде чем загремели орудийные залпы, "Аврора" совершила вместе с
кораблями 2-й Тихоокеанской эскадры беспримерный в мировой истории
224-суточный поход через три океана, который можно приравнять к подвигу.
Изнурительное плавание в условиях тропиков, бесчисленные угольные
погрузки, которые производились либо в открытом океане, либо в
безлюдных, плохо защищенных от ветра бухтах (русские корабли из-за
правил нейтралитета не имели права заходить в иностранные порты),
закалили авроровцев. В этом тяжелом походе "Аврора" зарекомендовала себя
как один из лучших кораблей эскадры. <Впечатление от "Авроры" самое
благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не
исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания>,-
так записал в своем дневнике вновь назначенный на крейсер врач В. С.
Кравченко. В таких тяжелых, изнурительных работах, как погрузка угля,
принимал участие весь экипаж, включая офицеров. В работе не участвовали
только те, кто нес вахту. "Двойное количество угля еще никогда ни один
из кораблей не принимал... Однако работа была исполнена офицерами и
командой молодецки: в 17 часов приняли 1300 т",- писал в дневнике Е. Р.
Егорьев*.
Готовясь к бою, авроровцы настойчиво повышали боеспособность своего
корабля. Аппаратура радиостанции была надежно укрыта в среднем машинном
отделении, под защитой броневой палубы, а ее деревянную рубку на корме
разобрали. Уголь, принимаемый сверх запаса, укладывался на верхней
палубе в мешках с таким расчетом, чтобы он не загромождал ее и служил бы
защитой команде от осколков снарядов. Даже строгий и раздражительный
командующий эскадрой вице-адмирал 3. П. Рожественский неоднократно
отмечал "Аврору" с положительной стороны и рекомендовал другим кораблям
перенимать у нее опыт.
Кроме работ по подготовке самого крейсера к бою на "Авроре" постоянно
проводились боевые корабельные учения. "Цель таких учений заключалась в
желании еще до самого боя достигнуть того, чтобы все офицеры и команда
во время боя не проявляли никакой растерянности, чтобы не было никакой
путаницы и сутолоки". В разработке планов учений, в которых учитывались
известные тактико-технические элементы кораблей противника, принимали
участие все офицеры крейсера. Каждый из "творцов" докладывал в
кают-компании свой план собранию офицеров, и после тщательного
обсуждения он принимался либо отвергался. Такой вид офицерской
подготовки, принятый на "Авроре" благодаря Е. Р. Егорьеву и старшему
офицеру капитану 2 ранга А. К- Небольсину, способствовал выработке
тактического мышления и развивал творческую инициативу.
Командир крейсера Аврора капитан 1 ранга Е.Р.
Егорьев
Вести о гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре и о его
падении пришли на "Аврору" во время стоянки кораблей Рожественского у
острова Мадагаскар в ожидании подхода вышедшего с Балтики отряда
кораблей под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова. Здесь они
узнали и о революционных выступлениях в России.
Все складывалось не в пользу продолжения похода. Это понимали на
"Авроре", на эскадре, понимал и адмирал Рожественский, который в
телеграмме на имя Николая II писал: <Первая эскадра, имевшая перед
войной 30 боевых судов разных рангов и 28 миноносцев, оказалась
недостаточной для овладения морем. Второй эскадре, имеющей 20 боевых
судов и только 9 миноносцев, задача овладения морем теперь не по силам,
потому что от первой эскадры не осталось ничего, кроме броненосного
крейсера "Россия". С присоединением Небогатова силы также не будут
достаточны для овладения морем. Прибавляя 4 плохих боевых судна,
Небогатое прибавит 8 транспортов, защита которых свяжет движение
эскадры>*. Однако император не изменил своего решения. 3 марта 2-я
Тихоокеанская эскадра покинула Мадагаскар и вышла в Индийский океан.
Переход Индийским океаном, несмотря на в общем-то благоприятную погоду,
оказался наиболее труд-
ным. И не столько из-за обыденных походных тягот, а главным образом
из-за морального состояния людей, идущих почти на верную гибель. Мало
кто на эскадре верил в возможность прорыва во Владивосток, ставший
теперь конечной целью перехода в связи с падением Порт-Артура. "Нехорошо
у меня на эскадре,- писал своим близким 3. П. Рожественский.- Два с
половиной месяца стоянки на Мадагаскаре разнесли весь запас энергии,
который был накоплен предыдущим мощным движением. Последние известия о
полном разгроме армии окончательно доконали слабые душевные силы моего
народа. Даже и небольшая часть беспечной молодежи повесила носы". А
командир "Авроры" 5 марта сделал ироническую, но полную горечи запись в
своем дневнике: "Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов,
которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел
выскочить за борт и погибнуть".
При проходе Сингапура 26 марта были получены сведения, что японские
главные силы сосредоточены у острова Лабуан к северу от Борнео
(Калимантан), а их легкие силы - крейсеры и миноносцы - у островов
Натуна (Бунгуран). Ввиду близости неприятеля были приняты меры по
повышению боевой готовности. Эскадра перестроилась в четыре параллельные
кильватерные колонны: в середине в двух колоннах - транспорты с
миноносцами, с правой стороны - колонна броненосцев, с левой - крейсеры.
В голове этого ордера - разведчики: "Светлана", "Урал", "Рион" и
"Днепр". В арьергарде всех колонн - крейсер "Олег". К ночи на "Авроре" и
других кораблях сыграли боевую тревогу, орудия зарядили, все
иллюминаторы задраили. В палубах зажгли пиро-нафтовые фонари*, такие же
фонари были выставлены и взамен электрических ходовых отличительных
огней, чтобы уменьшить их дальность видимости.
К Индокитайскому полуострову эскадра подошла 31 марта. Здесь, базируясь
сначала в бухте Камранг (Кам-Рань), а затем в бухте Ван-Фонг, в течение
месяца, ожидали подкрепление с Балтики. Встреча произошла 26 апреля.
Броненосец "Император Николай I" под флагом контр-адмирала Н. И.
Небогатова, три броненосца береговой обороны, один крейсер и четыре
транспорта вступили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. Через четыре
дня, за которые корабли пополнили свои запасы угля, воды и провизии,
эскадра вышла в свой последний поход навстречу неприятелю. Через две
недели, в ночь на 14 мая, русские корабли вошли в Корейский пролив, где
их ожидал японский флот под командованием адмирала Хейхатиро Того.
Сражение разгорелось днем вблизи острова Цусима. В вахтен-
ном журнале "Авроры" записали:
"Суббота, 14 мая, в Корейском проливе.
6 ч 30 мин (с полуночи). На правом траверзе заметили японский крейсер "Идзуми".
7 ч 00 мин. С левой стороны появились японские крейсеры: "Ма-цусима", "Икацусима",
"Хасидате", "Чин-Иен" и "Акаши".
7 ч 40 мин. Отряд японских крейсеров скрылся в тумане.
8 ч 50 мин. На левом траверзе появились японские крейсеры.