поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
История судостроения Порт-артурские "соколы",
история судостроения
"Стерегущий", "Страшный" - имена этих и еще десяти миноносцев типа
"Сокол" 1-й Тихоокеанской эскадры вписаны вгероико-трагическую историю
обороны Порт-Артура 1904 года. Первый из них известен всенародно, о
геройской гибели второго знают многие, историки - о боевых делах и
судьбах остальных. А вот с точки зрения истории кораблестроения их
роднит не только принадлежность к одному (и очень известному) типу
"Сокол", но и то, что все они собраны и сданы в казну силами и
средствами, как говорилось в те далекие годы, мастерских порт-артурского
отделения Товарищества Невского судостроительного и механического
завода. О возникновении и деятельности этого .предприятия наш рассказ.
История создания порт-артур-ских "соколов" началась с решения
управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова строить
миноносцы по программе "усиления морских сил на Дальнем Востоке"
разборными, транспортировать их на пароходах по частям в один из
дальневосточных портов, где подготовить все необходимое для сборки,
окончательной отделки и проведения ходовых испытаний этих кораблей.
Тип предполагавшихся к заказу миноносцев определился сразу: в качестве
прототипа выбрали, конечно, "Сокол", построенный в 1895 году английской
фирмой Ярроу и впервые превзошедший на официальных испытаниях
тридцатиузловой рубеж скорости. Два серийных миноносца этого типа уже
строила верфь Крейтона в Або (Турку), еще два - казенный Ижорский
Адмиралтейский завод в Колпино. Последнему и был 7 июля 1897 года выдан
наряд на постройку шести разборных миноносцев для Дальнего Востока.
Скоро, однако, выяснилась неспособность завода справиться с таким
обширным заказом: одновременно строили четыре "сокола" для Балтийского
флота ("вполне готовыми"), а квалифицированных рабочих не хватало,
устарело кузнечное оборудование, отсутствовали поворотные станки для
сверления отверстий под заклепки, были и другие проблемы. Пришлось
ограничиться постройкой лишь трех разборных миноносцев - № 18, 22 и 23
(с 26 декабря 1899 года "Кондор", "Дрозд" и "Дятел"), а к выполнению
остальной части программы привлечь Товарищество Невского
судостроительного и механического завода, с которым 8 октября следующего
года Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) заключило
контракт на постройку семи разборных "соколов" (вскоре к ним добавили
еще два). 26 декабря 1899 года эти миноносцы зачислили в списки флота
под названиями "Баклан", "Бекас", "Горлица", "Грач", "Кулик", "Перепел",
"Скворец", "Стриж" и "Щегол".
По условиям заказа, заводам надлежало построить корпуса кораблей, собрав
их на временных болтах, а после приемки наблюдающими корабельными
инженерами морского ведомства разобрать на части и надежно упаковать в
деревянные ящики для погрузки на пароходы. 24 главные машины тройного
расширения по 1900 л. с. каждая предполагалось отправлять также по
частям, паровые водотрубные котлы системы Ярроу с угольным отоплением
(по восемь на корабль) - полностью склепанными, а палубные и
вспомогательные механизмы - целиком. Таким образом, первая часть задачи
пополнения миноносцами эскадры Тихого океана начала, правда не без
трудностей, осуществляться.
Путь решения второй части этой задачи - транспортировочной- был уже
известен и апробирован: в 1889 году во Владивосток перевезли морем
разобранные на шесть частей 77-тонные миноносцы "Янчихэ" и "Сучена", а в
1896-1897 годах - 120-тонные № 208-211 типа "Пер-нов". На этот раз речь
шла о перевозке кораблей, существенно более крупных: проектное
водоизмещение "соколов" 240 т, а длина 58 м (у "пер-новок" 42 м).
Вопросом подборки подходящих транспортных судов занялись своевременно. А
вот известить заранее соответствующее начальство на Дальнем Востоке о
предстоящей отправке разборных миноносцев, о необходимости подго-
товиться к приемке и складированию ящиков и, наконец, к самой сборке
корпусов и механизмов кораблей как-то не удосужились. И это неизбежно
сказалось на сроках выполнения третьей, и последней, части поставленной
задачи, завершением которой являлось вступление тихоокеанских "соколов"
в строй.
По контракту первые миноносцы следовало отправить уже в сентябре 1899
года, и заводы постарались успеть к сроку. Погрузка тяжелых
крупногабаритных ящиков на зафрахтованный для перевозки частей корпусов
первого "невского" и всех трех "ижорских" миноносцев пароход Русского
Восточно-Азиатского общества "Нормания" оказалась делом нелегким. Все же
4 ноября пароход ушел по назначению, а лишь в декабре во Владивостоке
получили копии контрактов, из которых следовало, что разборные "соколы"
строятся для Владивостокского порта, а в Порт-Артуре - телеграфное
уведомление о сборке миноносцев в этом порту!
Начался оживленный обмен депешами между Петербургом, Владивостоком и
Порт-Артуром:
9 января 1900 года командир Владивостокского порта просит разъяснить
"противоречия относительно места сборки миноносцев";
11 января начальник ГУКиСа вице-адмирал В. П. Верховский извещает
Владивосток: "9 разборных собираются Невским заводом в Порт-Артуре";
18 января начальник Ижорского завода сообщает о намерении командировать
инженера Вологдина во Владивосток для сборки трех миноносцев типа
"Сокол";
20 января ГУКиС просит сообщить "величину и число эллингов для
предстоящей сборки четырех миноносцев длиной 190 футов, имеются ли
приборы для расточки кронштейнов, какой величины и сколько крытых
запирающихся сараев можете дать под работы". (Заметим: выяснить все это
следовало, как минимум, год назад.)
"Решительный" в достройке
30 января последовал краткий, но полный скрытой ярости ответ из
Владивостока за подписью вице-адмирала Г. П.Чухнина: "Эллингов,
мастерских, сараев нет, кредитов на их постройку тоже".
На другой день следует телеграмма начальника ГУКиСа командиру
Владивостокского порта: "Миноносцы будут собраны в Порт-Артуре, поэтому
предыдущую телеграмму перешлите туда почтой для предоставления требуемых
сведений".
Настал черед включиться в полемику главному начальнику и командующему
войск Квантунской области и Морских сил Тихого океана вице-адмиралу Е.
И. Алексееву: 4 марта он докладывает управляющему Морским министерством
свое мнение по поводу предстоящего прибытия парохода "Нормания" с
четырьмя разборными миноносцами, которые распоряжением ГУКиСа должны
быть приняты в Порт-Артуре "вероятно, для сборки". Подчеркнув, что ранее
он не имел "по сему предмету никаких указаний", Алексеев пишет, что для
сборки миноносцев потребуется построить на полуострове Тигровый Хвост
эллинги, мастерские, сараи и это сопряжено с большими расходами и
временем, а учитывая "несовершенное благоустройство Порт-артурского
адмиралтейства", работа по их сооружению
"послужит серьезным ущербом и замедлением в исправлении дефектов судов
эскадры", на основании чего считает "более правильным сборку этих
миноносцев произвести во Владивостоке".
6 марта последовал ответ начальника ГУКиСа: "Управляющий Морским
министерством приказал сообщить, что год назад решено разборные
миноносцы собирать в Артуре, для чего Невский завод устроит эллинги,
мастерские, пришлет людей. План вырабатывается. Во Владивостокском порте
средств нет. Дальнейшая высылка миноносцев пока задержана, корпуса же
четырех уже высланных просит собирать, по возможности, без ущерба для
дефектования эскадры".
9 марта - телеграмма Алексеева Тыртову о прибытии "Нормании" и еще одна
попытка отделаться от разборных миноносцев: "не считая возможным их
собирать в Порт-Артуре, полагал бы направить миноносцы во Владивосток,
тем более что выгрузка затрудняется тем, что части миноносцев перемешаны
владивостокскими грузами".
14 марта - ответ из Петербурга: "Министр приказал на Тигровом Хвосте
устроить временный эллинг для сборки трех миноносцев под общей крышей",
указывались его размеры (70X64X9,1 м), сообщалось, что их подводные
части будут строить инженеры, которые прибудут в начале июня, и что 10
000 рублей переводятся.
15 марта - последняя попытка уклониться от сборки "соколов" в
Порт-Артуре: шифрованной телеграммой в Петербург доложено, что "на
предполагаемом месте сборка не может производиться вследствие
противодействия китайских властей, т. к. место занято китайской минной
школой". Ответа не дождались --осталось подчиниться.
14 марта письмом с пометкой "срочно" начальник ГУКиСа просит правление
Товарищества Невского завода "принять на себя полную сборку" корпусов
миноносцев Ижор-ского завода. Согласие последовало незамедлительно, и 27
апреля Невский завод получил наряд на эту работу по заявленной им цене:
65 ООО рублей за корпус, а 4 мая принял на себя и установку механизмов
на ижорских "соколах" по 85 ООО рублей за каждый корабль. Одновременно
ГУКиС известил правление, что весь материал будет доставлен в Порт-Артур
"средствами и за счет министерства", а Товарищество должно отправить за
свой счет мастеровых, указателей (бригадиров) и инженеров на пароходе "Екатеринослав"
Добровольного флота, отходящем из Петербурга 1 июня.