поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
История судостроения Порт-артурские "соколы",
история судостроения (продолжение)
Вначале закончить постройку сараев и стапеля надеялись к августу 1900
года, но 18 июля в Петербурге получили тревожное сообщение: "Вследствие
беспорядков в Китае рабочие массами уходят из Артура, к
предполагавшемуся сроку стапель и сараи готовы не будут". Под
"беспорядками" имелось в виду охватившее север Китая и Маньчжурию так
называемое боксерское восстание.
Тем временем в Порт-Артур ушел пароход "Владимир Савин" с частями еще
пяти миноносцев Невского завода, в отношениях которого с морским
ведомством возникли серьезные трения в связи со стремлением
правления предъявить к оплате счета на дополнительные работы по ижорским
миноносцам, не предусмотренные ранее. Последовал жесткий ответ
вице-адмирала Верховско-го, в котором, выразив "признательность за
готовность взять на себя эти работы", он просит считать наряд
отмененным. 3 июля правление поспешило заверить строгого заказчика в
своей преданности и готовности произвести все работы по ижорским
миноносцам по цене, пониженной до 100 000 рублей за один корабль, однако
нарекания в адрес завода продолжались. 31 июля вице-адмирал Алексеев
докладывает в Морское министерство, что присланные миноносцы вряд ли и
через год будут готовы, так как в Порт-Артуре все еще нет "ни
корабельного инженера, ни механика, ни чертежей, ни данных" для их
сборки. Жалуясь в очередной раз на уход китайских рабочих, он ставит
вопрос о присылке из России готовых миноносцев, в которых эскадра Тихого
океана ощущает острую нужду.
Доклад возымел некоторое действие: в конце сентября тюк с чертежами
"экстренно" отправили по назначению на пароходе "Эдуард Бари" (вместе с
частями корпусов остальных миноносцев, "столярством" и дельными вещами),
в середине октября на Дальний Восток ушла "Малайя" с главными и
вспомогательными механизмами и котлами. К этому времени оставалось
отправить четыре главные машины и около 120 ящиков с дельными вещами и
запасными частями механизмов - большую их часть доставили в октябре -
ноябре на пароходах "Аннам" и "Дагмар". И, наконец, в Петербурге 18
октября получили телеграмму о возобновлении в Порт-Артуре всех работ,
правда, по более высоким расценкам, для чего потребовалось ассигновать
еще 25 000 рублей.
2 января 1901 года из Одессы в Порт-Артур отбыл на пароходе "Саратов"
представитель правления Невского завода и распорядитель работ по сборке
миноносцев капитан 2 ранга В. Н. Китаев (такое использование военных
чинов на гражданской службе тогда в определенных условиях допускалось) с
двумя ближайшими помощниками. Командир Порт-артурского порта
контр-адмирал О. В. Старк 14 января уведомил ГУКиС о готовности стапеля
и эллинга, а 22 февраля, 4 и 15 марта отправились в Порт-Артур на
пароходах "Тамбов", "Кострома" и "Орел" еще 54 служащих Невского завода.
16 марта Китаев сообщал из Порт-Артура о трудностях, ожидаемых при
сборке ижорских миноносцев (на шпангоутах и других частях корпуса не
видно марок). 14 апреля начали сборку "Баклана" - первенца из собранных
в Порт-Артуре миноносцев типа "Сокол", а 7 июня тон очередной телеграммы
уже совсем бодрый: "Работа идет полным ходом. 1-й миноносец склепан
(чеканится), ставятся дельные вещи и оборудование, строятся спусковые
устройства, спуск в июле. На втором приступлено к клепке". Вблизи
эллинга шло сооружение причала для достройки миноносцев на плаву -
плавучей плашкоутной пристани. И, наконец, долгожданная весть: 21 июля
спущен на воду "Баклан"!
Интересно, что с октября 1901 года этот корабль именуется "Кондором", и
объяснение этому факту кроется в извечном российском парадоксе:
подчиненные боятся своих начальников больше, чем даже неприятеля, а чем
выше чин подчиненного, тем эта боязнь больше. В данном случае
управляющий Морским министерством выразил желание, чтобы первым был
собран миноносец-постройки Ижорского завода, принадлежавшего морскому
ведомству, но их состояние не позволяло осуществить это немедленно.
Чтобы не терять времени даром, первыми начали собирать три миноносца
Невского завода: "Баклан", "Бекас" и "Горлица". Первый из них, дабы не
лишить удовольствия
высокое петербургское начальство и оградиться от его гнева,
переименовали местным приказом в "Кондор", а последний из ижорских
("Кондор") - в "Баклан". Об этом в ГУКиСе узнали от вернувшегося из
Порт-Артура В. Н. Китаева только в марте 1903 года, "наверх" решили не
докладывать и до сих пор "Кондор" (с марта 1902 года "Решительный") так
и числится во всех справочниках как построенный на Ижор-ском заводе.
В октябре 1901 года приступили к ходовым испытаниям головного миноносца,
но обусловленной контрактом 26,5-узловой скорости так и не добились: в
среднем за четыре пробега получили 25,75 уз при значительной вибрации
машин. По мнению членов приемной комиссии, причиной этого явилась
неопытность заводских кочегаров, каких-либо неисправностей в котлах и
механизмах не обнаружили. Высказывалось мнение о неудачном расположении
мерной линии, где наблюдались сильные приливы и отливы. С согласия
Морского технического комитета 5 июля 1902 года последовало решение "во
избежание надрыва котлов" принять "Решительный" в казну. К этому времени
все миноносцы типа "Сокол" поменяли свои "птичьи" названия на
"прилагательные" (приказ по Морскому министерству от 9 марта 1902 года).
В дальнейшем сдача миноносцев проходила более гладко - в 1902-1903 годах
они развивали на мерной линии около 27 уз (см. табл.).
К началу русско-японской войны (27 января 1904 года) мастерские Невского
завода готовили к ходовым испытаниям только что законченные постройкой
"Страшный" и "Стройный", достраивали последний из разборных "соколов" -
миноносец "Статный" и завершали гарантийный ремонт 350-тонных
эскадренных миноносцев "Бойкий" и "Бурный", построенных Невским заводом
в 1902 году и пришедших своим ходом в Порт-Артур в 1903-м. 20 февраля
завершились ходовые испытания
Миноносцы типа "Сокол" собранные мастерами невского завода в
Порт-Артуре
Спуск "Статного"
"Страшного", 28-го "Стройного", и 1 марта оба миноносца приняли в
казну, а "Статный", подготовленный к швартовным испытаниям, решили не
заканчивать и "пользоваться им текущим образом как совокупностью
запасных частей" для действующих миноносцев. Работы на нем приостановили
7 февраля. Как писал в докладной записке на имя командира порта
представитель правления Невского завода инженер И. И. Гиппиус, сменивший
в начале 1903 года уже известного нам В. Н. Китаева, "...наличность
одного полуготового судна на 11 однотипных готовых я считаю счастливой
случайностью, которую и следует использовать вполне". И использовали,
осуществив своеобразный "агрегатный ремонт": механизмы, их части или
детали, вышедшие из строя на действующих "соколах", тут же снимали со
"Статного" и устанавливали на месте поврежденных, а в мастерских
изготовляли новые. Таким образом, ни один миноносец не стоял в ремонте
"по причине порчи машин" более 24 ч.