поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Легкие крейсеры типа "Светлана"
К постройке серии легких крейсеров типа "Светлана" приступили в
России незадолго перед первой мировой войной. На стапелях Ревельского
завода "Русско-балтий-ского судостроительного и механического
акционерного общества" и Путиловской верфи в Петербурге 24 и 26 ноября
1913 года соответственно состоялись официальные церемонии закладки
четырех кораблей для Балтийского флота. На первом осуществлялось
строительство крейсеров "Светлана" (головной) и "Адмирал Грейг", на
втором - "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Спиридов". Несколько ранее, 19
октября, в Николаеве завод "Русского судостроительного общества" ("Руссуд")
приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров "Адмирал
Нахимов" (головной) и "Адмирал Лазарев", а 11 ноября 1915 года там же
дополнительно заложили еще два - "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов".
Основные проектные тактико-технические элементы крейсеров (несколько
отличающиеся данные черноморских кораблей приведены в скобках) выглядели
следующим образом: водоизмещение 6800 т (7600), длина по ГВЛ 154,8
(163,2), ширина с обшивкой и броней 15,3 (15,7), осадка 5,6 м (5,58);
мощность четырехвальной паротурбинной энергетической установки 50 000 л.
с. (55 000) при 13 (14) паровых котлах, скорость до 29,5 уз.
Бронирование: главный 75-мм бортовой (от 0 до 125-го шпангоута) броневой
пояс из крупповской цементированной стали высотой 2,1 м (из них 1,2 м
ниже ватерлинии), над ним по всей длине корабля 25-мм пояс из
крупповской нецементированной брони. Толщина верхней и нижней палуб 20,
стен боевой рубки 75, ее крыши, пола и кормового траверза на 125-м
шпангоуте 50 мм. Бронировались также кожухи дымовых труб и элеваторы
подачи боезапаса. Подвод кабелей управления осуществлялся по трубам со
стенками толщиной 50 и 75 мм. Вооружение: пятнадцать 55-калиберных
130-мм орудий на палубных установках со щитами, 4 - 63,5-мм "противоаэропланные"
пушки, столько же пулеметов, два подводных бортовых 457-мм минных
аппарата; на верхнюю палубу могло приниматься до 100 мин заграждения.
Начавшаяся первая мировая война нарушила ход строительства кораблей. И
хотя балтийские сошли со стапелей соответственно 28 ноября 1915 года, 26
ноября, 23 июля и 27 августа 1916 года, а два первых черноморских- 24
октября 1915 года и 8 июня 1916 года, достроить их до окончания боевых
действий так и не удалось. Причем готовность головных крейсеров была
весьма высокой и достигала порядка 85 %. Из-за угрозы захвата Ревеля
(Таллинна) германской армией "Светлану" и "Адмирала Грей-га" пришлось в
конце 1917 года отбуксировать в Петроград, где первый из них
планировалось ввести в строй в 1919 году. Однако все более ухудшающееся
экономическое положение и развал промышленности сделали эти планы
неосуществимыми. Не лучшим образом обстояли дела и в Николаеве, хотя по
оптимистической оценке, данной в боевом расписании флота Черного моря на
1919 год, утвержденном 24 января главнокомандующим Вооруженными силами
юга России генерал-лейтенантом А. И. Деникиным, для приведения в полную
готовность крейсера "Адмирал Нахимов" требовалось всего два месяца
интенсивных работ, а для трех остальных - шесть-семь.
После окончания гражданской войны, когда встал вопрос о возрождении
военно-морского флота, определилась и судьба недостроенных кораблей, в
том числе и легких крейсеров. По мнению начальника Морской академии,
члена Морской подкомиссии по восстановлению военной промышленности М. А.
Петрова, эти корабли ни в коей степени не утратили своей современности.
А в качестве примера он приводил данные по спущенному в 1921 году в США
новому легкому крейсеру (имелся в виду крейсер типа "Омаха"), который
мало чем отличался от "Светланы". По наброскам морской программы, для
ввода в строй этого корабля требовалось несколько месяцев, а для
"Адмирала Бутакова" - год-полтора, но это в случае благоприятных
условий, связанных с успехами по восстановлению судостроительных и
смежных с ними предприятий. Корпуса двух других кораблей рекомендовалось
использовать, если окажется возможным, при проектировании новых легких
крейсеров.
Схема бокового вида крейсера "Светлана"
Однако разрушенное хозяйство страны и непопулярность флота у
некоторых ее руководителей отрицательно сказались на его возрождении. Из
восьми кораблей правительство решило ввести в строй только по два легких
крейсера для каждого из флотов. Причем из-за финансовых и технических
трудностей "Светлана" (с 5 февраля 1925 года "Профинтерн", а с 31
октября 1939 года "Красный Крым") и "Адмирал Нахимов" (с 26 декабря 1922
года "Червона Украина") достраивались по первоначальному проекту с
незначительными изменениями. "Светлана" достраивалась на Балтийском
заводе. "Адмирал Нахимов" - на вновь созданном объединении Николаевских
государственных заводов им. А. Марти. Работы на кораблях проводились
крайне медленно, не хватало топлива, материалов, рабочей силы и
различного оборудования. Поэтому "Червона Украина" вошла в состав флота
только 21 марта 1927 года, а "Профинтерн" - 1 июля следующего года.
Крейсеры "Адмирал Бутаков" (с 26 октября 1926 года "Правда", с 24 ноября
"Ворошилов") и "Адмирал Лазарев" (с 14 декабря 1926 года "Красный
Кавказ") решили кардинально реконструировать путем замены 130-мм
артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена
перспективная программа перевооружения двух первых кораблей, принятая
еще 16 июля 1925 года. В окончательном виде проект переоборудования
следовало представить к 1 октября. Однако в ходе проектирования
появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными
180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года
программа модернизации предусматривала наличие пяти таких установок на
каж-
дом корабле. Правда, принятая в таком виде система вооружения
увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен (по 120 т каждая),
расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых наделок
(булей) для увеличения остойчивости крейсеров.
Крейсер "Профинтерн"
В декабре того же года Балтийский завод получил задание на
составление проекта перевооружения легкого крейсера "Ворошилов", а
проектирование "Красного Кавказа" проводилось на Николаевских
государственных заводах. Все работы ориентировочно намечалось завершить
к I сентября 1929 года. Стоимость переоборудования обоих кораблей
промышленность оценивала (с учетом боезапаса) в 41 млн рублей, на его
проведение Совет труда и обороны предварительно ассигновал 25 млн
рублей.