Значение речного транспорта для народного хозяйства
необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими видами
транспорта, образующими единую транспортную систему. Несмотря на
относительно небольшую долю речного транспорта в общем грузообороте
транспорта страны во многих районах, а также в перевозке ряда грузов,
ему принадлежит ведущая роль. Транспортные затраты на доставку массовых
грузов по водным путям в больших объемах и на значительные расстояния,
как правило, существенно ниже, чем на других видах транспорта. Этому
способствуют значительные глубины на основных внутренних водных путях,
позволяющие использовать крупнотоннажные суда (грузоподъемность
сухогрузных судов достигает 5300 т, нефтеналивных - 9000 т) и
большегрузные составы грузоподъемностью до 22 500 т. При этом
достигаются высокая производительность труда на перевозках, относительно
небольшие удельные затраты топлива, низкие энерго- и металлоемкость.
Речной транспорт незаменим также при доставке нестандартного
крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.
Основным достоинством речного транспорта является то, что он использует
естественные водные пути, за исключением искусственных судоходных
каналов. В мире нет другой страны со столь широко развитой сетью
внутренних водных путей, как Советский Союз. Общая протяженность рек в
нашей стране составляет свыше 2,3 млн. км (из них около 500 тыс. км
пригодны для судоходства и лесосплава). Из 70 крупных рек, протекающих
по территории Европы и Азии, половина приходится на Советский Союз.
Среди них такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон, Кама, Печора,
Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др. СССР имеет более 2 тыс.
крупных озер. К наиболее значительным относятся Ладожское, Чудское,
Онежское, Белое, Балхаш, Байкал.
Общая протяженность эксплуатируемых судоходных путей страны составляет
около 126,6 тыс. км Наибольшее значение имеют водные пути с
гарантированными глубинами, позволяющими бесперебойно осуществлять
перевозки грузов и пассажиров. Суммарная протяженность путей с
гарантированными глубинами составляет около 84 тыс. км, из них
искусственных - более 21,1 тыс. км.
Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского
водного пути имени В. И. Ленина, канала имени Москвы, Волго-Донского
канала имени В. И. Ленина основные реки европейской части страны
объединены в единую водную транспортную систему, обеспечивающую
транспортные связи расположенных здесь экономических районов.
Строительство каскада крупных гидроэлектростанций и создание
водохранилищ на Волге, Каме, Дону и Днепре превратили ее в единую
глубоководную систему (ЕГС) с гарантированными глубинами 3,5 м, а на 90%
протяженности - 4 м и более. При осуществлении ряда технических
мероприятий имеется возможность дальнейшего увеличения протяженности
водных путей с гарантированными и повышенными глубинами. В настоящее
время на водных путях страны эксплуатируется свыше 160 камер шлюзов.
Около 96% общей протяженности эксплуатируемых водных путей оборудовано
судоходной обстановкой; примерно 60% путей имеют освещаемые судоходные
знаки.
Внутренние водные пути нашей страны характеризуются не только большой
протяженностью, но и значительной разветвленностью, позволяющей
эффективно использовать их для транспортного обслуживания глубинных
районов. Практически все крупные магистральные реки имеют многочисленные
боковые притоки с относительно небольшими глубинами - до 1,2 м. Их
относят к категории малых рек. Особенно много таких рек в Сибири и на
Дальнем Востоке. Из общей протяженности водных путей, используемых
пароходствами восточных бассейнов для транспортных целей (72,7 тыс. км),
на долю малых рек приходится около 55%, в том числе по Иртышскому
пароходству их доля (по протяженности) составляет около 59%,
Западно-Сибирскому - 67%, Енисейскому - 55% и Ленскому объединенному -
58%.
По голубым дорогам страны ежегодно перевозят в больших объемах хлеб и
другую сельскохозяйственную продукцию, лес, соль, уголь, руду, изделия
различных отраслей промышленности, строительные материалы и другие
грузы. В 1985 г. речным транспортом страны перевезено 632,6 млн. т, и по
объему перевозок грузов в тоннах он вышел на первое место в мире.
Особо важную роль водные пути, в том числе малые реки, играют в
транспортном обслуживании вновь осваиваемых районов Севера, Сибири и
Дальнего Востока, где другие наземные виды транспорта в силу
природно-климатических условий развиты, как правило, слабо. Здесь речной
транспорт выполняет пионерную роль, доставляя в труднодоступные районы
технику, оборудование, продовольствие и другие грузы геологоразведочным
и изыскательским партиям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной
эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных
объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая тем самым ускоренное
освоение, а затем и развитие этих районов. Большое количество
народнохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в
нефтегазодобывающие районы Западной Сибири, Норильскому
горно-металлургическому комбинату, предприятиям алмазо- и
золотодобывающей промышленности Якутии, лесной промышленности,
нефтяникам Сахалина, многим важнейшим стройкам.
Для последних лет характерно наиболее интенсивное развитие перевозок по
рекам Сибири и Дальнего Востока. Так, если в 1970 г. объем перевозок
грузов пароходствами восточных бассейнов в общем объеме Минречфлота
РСФСР составил 23,8%, а грузооборот - 22,2%, то в 1985 г.-
соответственно 29,3 и 27,6%. При этом наиболее высокими темпами растут
здесь перевозки по малым рекам (за 1980-1985 гг.- более чем в 1,6 раза).
В Якутию, например, речным транспортом завозится около 8-5%,
Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу - 60%, Норильскому
горнометаллургическому комбинату - 70%, а в пункты, расположенные на
реках Надым, Пур, Таз, Яна, Анабар и Индигирка,- более 90% грузов,
доставляемых всеми видами транспорта. При этом имеет место высокая
экономическая эффективность использования речного транспорта.
Первоначальные затраты на организацию судоходства по магистральным
водным путям с пропускной способностью 100 млн. т в год для условий
Сибири примерно в 10 раз меньше соответствующих затрат по устройству
железной дороги широкой колеи с подвижным составом. Себестоимость
перевозок грузов по рекам восточных бассейнов ниже себестоимости
перевозок автомобильным транспортом по автозимникам в 10-15 раз.
Транспортные затраты по доставке грузов в северные районы Сибири с
участием речного транспорта почти в 2 раза меньше, чем при использовании
Северного морского пути.
Речной транспорт играет все еще важную роль в транспортном обеспечении
ряда районов европейской части страны. Так, в общем объеме
железнодорожных и речных перевозок, связанных с обслуживанием
Архангельской, Пермской и Астраханской областей, доля речного транспорта
достигает 50-75%; Московской, Ленинградской и Горьковской областей -
20-30%.
Речной транспорт активно участвует в реализации Продовольственной
программы СССР. В первую очередь - это обеспечение перевозок грузов для
сельского хозяйства, в том числе химических и минеральных удобрений,
комбикормов, строительных материалов, машин и сельскохозяйственной
техники; своевременная и без потерь доставка в пункты назначения
сельскохозяйственной продукции - зерна, овощей, бахчевых культур и др.
Намечаемое развитие сельского хозяйства требует значительного увеличения
перевозок указанных грузов.
Самостоятельным направлением работы речного транспорта являются грузовые
международные перевозки судами смешанного (река-море) плавания В
настоящее время речные суда этого класса осуществляют бесперевалочные
перевозки внешнеторговых грузов между портами (речными и морскими)
Советского Союза и портами стран - членов СЭВ, а также портами Западной
Европы и Каспийского моря. Районы плавания таких судов и номенклатура
перевозимых в них грузов постоянно расширяются. Они ежегодно посещают
270-290 портов 26 стран, в том числе Англии, Франции, Испании, Северной
Африки, Ближнего Востока, Ирана. На востоке страны развиваются перевозки
между портами Амурского бассейна и Японии.
Схема единой глубоководной сети Европейской
части СССР: протяженность 7,4 тыс. км, количество гидроузлов - 73,
водохранилищ 36, шлюзов - 92; гарантированная глубина на большей части
ЕГС 4 м
Следует отметить высокие темпы роста объемов
перевозок грузов в смешанном (река-море) сообщении. Однако спрос на эти
перевозки превышает возможности имеющегося флота.
Основную долю в общем объеме внешнеторговых перевозок занимают сухие
грузы, в составе которых больше половины навалочные грузы - руда, уголь
и др. В значительных объемах перевозят лес и пиломатериалы,
тарно-штучные грузы (различное оборудование, металл, промышленные и
продовольственные товары), а также нефть и нефтепродукты.
Речные суда выполняют большой объем (35-40%) внешнеторговых перевозок
между портами Советского Союза и социалистических стран. В ГДР
отправляют лесоматериалы, металл, марганцевую руду; в НРБ - лесные
грузы, а в обратном направлении перевозят кальцинированную соду и другие
грузы; в СРР - железорудное сырье, из ПНР - уголь для республик
Прибалтики.
Успешно осуществляются перевозки и в порты капиталистических стран. Так,
пиломатериалы из Архангельской области и Карельской АССР доставляют в
Англию, Францию, круглый лес - из пунктов Волго-Балтийского водного пути
имени В. И. Ленина в Швецию и ФРГ, поваренную соль - из Ахтубинска в
Данию, металлолом - в Италию, лесные грузы с нижнего Амура - в Японию и
т. д.
Стабильные транспортные связи между СССР и Финляндией обеспечивает
речной флот по Сайменской водной системе. Здесь осуществляются перевозки
соли, угля, нефтепродуктов и других грузов.
Суда смешанного (река-море) плавания успешно используют для доставки
импортного тяжеловесного оборудования непосредственно на строительные
площадки заводов, например "Атоммаша", ВАЗа, КамАЗа, предприятий
химической промышленности.
Следует подчеркнуть основные преимущества перевозок внешнеторговых
грузов судами смешанного (река-море) плавания:
сокращение на целом ряде направлений расстояний перевозок, что
существенно повышает их эффективность. Например, расстояния перевозок
лесоматериалов из Архангельской области и Карельской АССР через
Беломорско-Балтийский канал в порты ГДР, а также перевозок грузов из
портов Северного и Балтийского морей в порты Ирана по Волго-Балтийскому
водному пути, Волге и Каспийскому морю или в обратном направлении
сокращаются против таких перевозок морским путем примерно в 2 раза;
ускорение доставки грузов за счет обеспечения бесперевалочных (в морских
портах) перевозок, если грузоотправители (получатели) расположены в
приречных пунктах;
повышение сохранности (в результате сокращения перевалок) перевозимых
внешнеторговых грузов;
Схема водных путей Обь-Иртышского бассейна
снижение транспортных затрат на доставку грузов из
речных портов в зарубежные морские порты и в обратном направлении.
Затраты по доставке грузов без перевалки в устьевых портах в среднем на
15-25% ниже, чем при перевозках в смешанном железнодорожно-морском
сообщении;
высвобождение тоннажа морского торгового флота для межконтинентальных
перевозок, разгрузка морских портов, железных дорог и др.
Речной транспорт выполняет и пассажирские перевозки. В 1985 г. перевозки
пассажиров по внутренним водным путям составили 132 млн. чел.,
пассажирооборот - 5,9 млрд. пассажиро-км. Все большей популярностью
пользуются поездки на речных судах с целью отдыха и туризма.
Многочисленные туристские линии открыты на Волге, Каме, Белой, Дону,
Днепре, по Финскому заливу, Ладожскому и Онежскому озерам, на Оби,
Енисее, Лене и других водных путях.
Наиболее массовыми являются перевозки пассажиров на пригородных и
внутригородских линиях. Так, в летние выходные дни только речники
столицы перевозят в зоны отдыха и на пляжи до 80-100 тыс. чел. в день.
Большим спросом у населения приречных районов пользуются перевозки
скоростными судами на подводных крыльях и воздушной подушке.
Для перевозок грузов и пассажиров речной транспорт располагает наряду с
развитой сетью судоходных путей соответствующей материально-технической
базой: флотом, портами с грузовыми причалами, оснащенными перегрузочными
средствами, и пассажирскими причалами с вокзалами и павильонами,
судостроительными и судоремонтными предприятиями, средствами связи и
управления и др.
Увеличение объемов перевозок и изменение грузопотоков, осваиваемых
речным транспортом, улучшение судоходных условий обусловили за последние
10-15 лет значительные изменения количественного и качественного состава
транспортного флота. Строительство судов на отечественных и зарубежных
предприятиях осуществляется большими сериями, что позволяет обеспечить
их эффективную эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Сейчас серийные суда
в общем парке флота составляют около 90%.
На магистральные реки поступает в основном флот повышенной
грузоподъемности. Значительную долю судов, эксплуатируемых на ЕГС,
составляют грузовые теплоходы типа "Волго-Дон" грузоподъемностью
5000-5300 т; это самые крупные в мире речные сухогрузные самоходные
суда. Они оборудованы устройствами комплексной автоматизации управления
механизмами машинного отделения и частично - палубными механизмами. Эти
суда перевозят в основном зерно, уголь, руду, соль, лес, апатиты,
строительные материалы и другие грузы в Волжско-Камском, Северо-
Схема грузовых международных перевозок судами
смешанного (река-море) плавания
Западном и Волго-Донском бассейнах. При наличии
люковых закрытий они могут выходить в Финский залив при высоте волны до
2 м. Скорость хода теплоходов с грузом 20 км/ч. Конструкция их трюмов
удобна для выполнения перегрузочных работ.
На базе судов типа "Волго-Дон" построены и эксплуатируются на Волге
составные теплоходы грузоподъемностью 10 ООО т. Ведущая самоходная
секция оборудована специальным сцепным устройством; несамоходная секция
(приставка) выполнена на базе корпуса такого же теплохода. Общая длина
составного теплохода 238 м. Они используются для перевозок массовых
навалочных грузов на линиях с устойчивым грузопотоком.
Бесперевалочные перевозки грузов между речными и морскими портами
осуществляют специальные теплоходы смешанного (река-море) плавания типа
"Волго-Балт", "Сормовский", "Нефтерудовоз" грузоподъемностью 2700-3000
т. Суда этих типов работают как в бассейнах европейской части страны,
так и в Сибири, на Дальнем Востоке, перевозя без перевалки грузы из
речных портов в морские и между морскими портами.
Перевозки нефти и нефтепродуктов в сообщении
"река-море" выполняют танкеры типа "Волгонефть" грузоподъемностью 4800-
5000 т. Эти суда используют на водных путях ЕГС с выходом (при
ограничениях по погоде) в порты Каспийского, Балтийского и Черного
морей.
Для перевозок грузов между речными и морскими портами Северо-Западного и
Северного бассейнов используют суда типа "Беломорский", "Морской" и
другие, на Сайменском канале - типа "Ладога". Грузоподъемность этих
судов 1000-1700 т.
Суда смешанного (река-море) плавания имеют различные технические и
эксплуатационные параметры, определяемые назначением и районом плавания.
В зависимости от района плавания различают суда классов М (лед), М-ПР
(лед), М-СП (лед), П-СП и др. Важно отметить, что большинство теплоходов
смешанного (река-море) плавания эксплуатируется практически круглый год.
В навигацию, используя межбассейновые соединения, они осуществляют
бесперевалочные перевозки между речными и морскими портами, а в
межнавигационный (зимний) период работают на морских линиях.
За создание и строительство судов нового класса смешанного плавания и
осуществление высокоэффективных бесперевалочных перевозок грузов на
внешнеторговых и внутрисоюзных линиях группе работников речного
транспорта, проектировщиков и судостроителей завода "Красное Сормово"
имени А. А. Жданова была присуждена Государственная премия СССР.
Наряду с универсальными сухогрузными теплоходами речной флот располагает
специализированными судами для перевозок контейнеров, цемента,
скоропортящихся и других грузов.
Для перевозки массовых грузов по внутренним водным путям широко
используют составы из несамоходных судов (барж-секций) и
теплоходов-толкачей. Грузоподъемность составов достигает на реках Сибири
16 000 т, на реках Волжско-Камского бассейна - 22 500 т. При этом
используют толкачи мощностью 1470- 2940 кВт. Продление навигационного
периода работы речного транспорта осуществляется с помощью мощных речных
ледоколов.
Транзитные пассажирские и туристско-экскурсионные линии обслуживают
современные двухпалубные и высококомфортабельные трех- и четырехпалубные
суда. Пассажировместимость этих судов от 250 до 400 чел. На судах
постройки последних лет система кондиционирования обеспечивает в удобных
каютах необходимый микроклимат. Суда располагают просторными салонами,
библиотекой, ресторанами, кафе, кинозалом, бассейном, сауной, солярием,
почтовым отделением, телефонными кабинами, камерой хранения и др.
Скоростные пассажирские линии на магистральных реках обслуживают суда на
подводных крыльях типов "Ракета", "Восход", "Метеор", "Комета",
развивающие скорость 60-70 км/ч. На реках с малыми глубинами
эксплуатируются скоростные суда на воздушной подушке типа "Орион",
"Зарница", "Луч" пасса-жировместимостью 80, 48 и 51 чел., скоростью хода
соответственно 53, 40 и 34 км/ч. Большим достоинством судов на воздушной
подушке является то, что они не требуют строительства специализированных
причалов. Посадка-высадка пассажиров может производиться у естественного
берега.
Перевозки пассажиров на пригородных и внутригородских линиях выполняют в
основном теплоходы типа "Москва", двух-корпусные теплоходы-катамараны и
др.
Грузо- и пассажиропотоки зарождаются и заканчиваются на водных путях в
портах. В порту осуществляются передача грузов с железнодорожного,
автомобильного, морского транспорта на речной и обратно, посадка,
высадка и обслуживание пассажиров. Уровень развития портов и организация
их работы влияют на провозную способность и эффективность использования
транспортных судов.
Большую роль играют порты Сибири и Дальнего Востока в освоении и
экономическом развитии этих районов. Томский, Новосибирский, Омский и
Тобольский порты выполняют большие объемы работ по приему грузов с
железнодорожного транспорта, их накоплению и погрузке на суда для
доставки в северные районы страны геологам, нефтяникам, газовикам и
другим грузополучателям. Через Красноярский и Лесосибирский порты
завозят грузы в Дудинку для Норильского комбината.
"Воротами Якутии" называют Осетровский порт - крупнейший речной порт
страны. Ни один другой порт не перегружает в таких количествах
тарно-штучные грузы - продовольственные и промышленные товары,
оборудование, строительные материалы и т. д. Через Осетровский порт
речным транспортом завозятся также всевозможные грузы на Колыму и Яну.
Другим крупным портом в этом крае является Якутский. Через его причалы
поступают грузы для столицы Якутской автономной республики и близлежащих
районов в период короткой для этого района речной навигации.
Важную роль в транспортном обслуживании районов Приамурья играют порты
Хабаровский, Благовещенский, Комсомоль-ский-на-Амуре, Поярково.
Большинство крупных портов имеют пассажирские причалы, вокзалы,
павильоны. Пассажирские причалы и современные речные вокзалы построены
во многих приречных городах и стали их украшением. Среди них вокзалы в
Ярославле, Куйбышеве, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Омске,
Новосибирске, Якутске и др. К услугам пассажиров здесь гостиницы,
рестораны, кафе, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, справочные
бюро, камеры хранения и другие виды обслуживания. Ремонт флота и
значительный объем работ по производству речных судов выполняют
промышленные предприятия отрасли.
Таким образом, речной транспорт страны - это многоотраслевое хозяйство,
имеющее около 30 пароходств, более 150 крупных портов, тысячи пристаней,
более 100 судоремонтных и судостроительных заводов и других предприятий,
а также развитую систему связи для оперативного управления перевозочным
процессом. Основные показатели, характеризующие работу речного
транспорта, приведены в табл. 4.1.
Благодаря научно-техническому прогрессу прирост объема продукции
происходит главным образом за счет интенсивных факторов. Так, за период
с 1975 по 1985 г. численность работников речного транспорта увеличилась
на 10%, а рост объемов перевозок составил более 50%; численность
портовых рабочих возросла на 28%, а объем перегрузочных работ - в 2
раза; при росте валовой продукции в промышленности более чем в 1,5 раза
количество работающих увеличилось только на 2,4%.
Развитию материально-технической базы, совершенствованию организации и
технологии работы речного транспорта способствуют работы ученых
отраслевых институтов, проектировщиков и конструкторов.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы на
речном транспорте осуществляет Центральный научно-исследовательский
институт экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ), четыре
учебных института (Горьковский, Ленинградский, Новосибирский и
Московский), проектные институты (московский Гипроречтранс с отделением
в г. Горьком, Ленгипроречтранс, Сибгапроречтранс, Укргипроречтранс), ряд
КБ и вычислительных центров. Исследования и разработки ведут около 80
докторов наук,
Таблица 4.1. Рост перевозочной работы и
протяженность речных водных путей
Показатель
1940
1960
1970
1980
1985
Протяженность внутренних водных сухопутных путей
(на конец года) тыс. км
108,9
137,9
144,5
142
126,6
В том числе с обстановкой в пути
101,3
12,8
131,2
132,3
119,2
Из них с освещаемой и светоотражающей
обстановкой
69,6
70,6
83,8
88,5
83,5
Протяженность искусственных водных путей (на
конец года) тыс. км
4,2
13,3
18,6
205,
21,1
Перевезено грузов млн. тонн
73,9
210,3
357,8
568,1
632,6
Грузооборот млрд т км
36,1
99,6
174,0
244,9
261,5
Перевезено пассажиров млн. чел.
73,4
119
145
138
132
Пассажирооборот млрд пассажиро км
3,8
4,3
5,4
6,1
5,9
Производительность труда одного работника на
перевозках %
100
192,2
351,7
452,8
472,2
почти 800 кандидатов наук, коллективы опытных
специалистов-проектировщиков и конструкторов.
Успешному развитию речного транспорта в значительной мере способствует
транспортная печать, в том числе журнал "Речной транспорт", газета
"Водный транспорт", бассейновые газеты и др.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.