поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Предисловие
На протяжении многих веков, с момента зарождения морского
судоходства, беспощадность морской стихии направляла человеческую мысль
на совершенствование конструкций корпуса судна, его механизмов, приборов
судовождения, картографии, а также на изучение гидрографии, метеорологии
и других наук, относящихся к мореплаванию.
Но и в наше время радио, телеграф и пресса приносят печальные сообщения
о различных катастрофах на море. Суда горят, взрываются, разламываются
на части, сталкиваются, тонут...
Данные официальной статистики аварийности мирового торгового флота
свидетельствуют, что ежегодно в среднем гибнет 350-400 судов, общий
тоннаж которых составляет 600-800 тыс. рег. т. Причины их гибели
различны - от случайного попадания молнии и до злого умысла. Но наиболее
частые из них - это действие морской стихии, столкновения, потеря
остойчивости, посадка на мель, пожары и взрывы на борту.
На первый взгляд кажется странным и нелепым, что в век грандиозных
успехов науки и техники судно может стать жертвой стихии, столкнуться в
океане с другим судном, опрокинуться, сгореть или выскочить на подводные
камни.
Пояснению обстоятельств, которые привели к авариям, почему и как они
произошли, и посвящена предлагаемая вниманию читателя книга Льва
Скрягина. Его имя знакомо морякам по его книгам История якоря , По
следам морских катастроф , Сокровища погибших кораблей , Тайна
Летучего Голландца , Книга о якорях и многочисленным очеркам в
журналах Вокруг света , Техника - молодежи и Морской флот . И хотя
он не является профессиональным моряком, но совершил три кругосветных
плавания, достаточно хорошо знаком с эксплуатацией зарубежного торгового
флота.
Книга представляет собой сборник очерков о наиболее тяжелых в истории
торгового судоходства катастрофах на море. По замыслу автора она
является своеобразным продолжением его книги По следам морских
катастроф , выпущенной издательством Морской транспорт в 1961 и 1965
гг.
Помимо описания отдельных случаев гибели торговых судов, в книге
рассматриваются их причины - перегрузка судов, столкновения,
недостаточная противопожарная безопасность, нарушение или незнание
правил перевозки морем взрывчатых веществ. Автор пишет о
капиталистической системе страхования, загадочных исчезновениях судов и
их экипажей в море, об умышленном уничтожении судов и о некоторых
опасных для мореплавания районах.
Книга написана на основе документальных данных. Прочитав ее, читатель
убедится, что морская стихия и в наше время таит в себе опасность
трагических происшествий. И человек обязан с этим считаться,
противопоставляя ей, для обеспечения своей безопасности, накопленный
веками опыт и используя все технические достижения в области
судоходства.
Читатель также увидит, что причиной большинства морских катастроф,
нашумевших в свое время, оказались не ураганы, рифы и туманы с
айсбергами, а сами люди, допустившие ошибку или при проектировании и
постройке судов, или при управлении ими.
В книге нет авторского вымысла, все имена, названия судов, даты и
координаты - подлинные. Повествование ведется на основе таких
документов, как судебные дела, доклады следственных комиссий, рейсовые
донесения капитанов, отчеты экспертов, разбиравших ту или иную
катастрофу, статистические отчеты страховых и классификационных обществ.
Некоторые факты и подробности катастроф заимствованы у отечественных и
зарубежных авторов - писателей-маринистов и исследователей в области
аварийности торгового флота зарубежных стран, работы которых перечислены
в списке использованной литературы.
Среди сотен книг и исследований в области истории аварийности торгового
флота, которые пришлось проанализировать автору, самыми достоверными и
точными можно считать те, которые принадлежат перу таких известных
исследователей, как Линдсей, Вильсон, Чаттертон, Локхарт, Лаббок,
Мастерс, Дэвис, Барнаби, Рашбрук и Виллиерс. Однако и они в определении
причин той или иной катастрофы нередко противоречат друг другу,
придерживаясь каждый своей точки зрения. В таких спорных случаях автор
счел целесообразным привести в тексте несколько версий причин
катастрофы.
Сами по себе события и факты, с которыми автору пришлось столкнуться в
своей работе, настолько интересны, впечатляющи, а иной раз почти
невероятны, что он не счел нужным в своем повествовании прибегать к
каким-либо художественно-литературным средствам. Единственное, что он
себе позволил, - это в некоторых местах книги дать отдельные сюжетные
линии при описании событий.
В книге Льва Скрягина рассматриваются десятки случаев катастроф торговых
судов капиталистических стран. А, как известно, капиталистический
морской транспорт представляет собой ту область, где с особой силой и
резкостью выступают основные противоречия капиталистического строя.
Жажда наживы, отчаянная конкурентная борьба и сейчас характеризуют
деятельность многих владельцев зарубежных судоходных компаний. При
капитализме имеется широкая возможность для разного рода злоупотреблений
и спекуляций на безопасности плавания торговых судов.
Часто судовладельцы не желают тратить денег на модернизацию и ремонт
старых судов. В современной практике капиталистического судоходства это
- обычное явление. За последнее время очевидными стали тенденции
экономии средств на подготовке экипажей судов капиталистических
судоходных компаний, порочность существующих правил эксплуатации судов и
изъяны в их конструкции. Самонадеянность капитанов и их помощников при
иногда весьма невысокой их квалификации, грубое нарушение ими
Международных правил предупреждения столкновений судов в море
(МППСС-72), правил перевозки грузов морем и пренебрежительное отношение
к обучению команд навыкам борьбы за живучесть судна нередко приводят к
катастрофам с большим числом человеческих жертв.
Ожесточенная конкурентная борьба между судоходными компаниями заставляет
их пренебрегать мерами безопасности и требовать от капитанов судов в
любых условиях своевременного прибытия в порт назначения, даже в том
случае, когда это ставит под угрозу жизнь пассажиров. Ведь судовладельцы
озабочены не столько судьбой пассажиров, сколько размером прибыли.