поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Семь дюймов, погубившие Вестрис
(продолжение)
В 19 часов 30 минут воскресенья из-за сильной
бортовой качки в носовом трюме Вестриса сорвало с места три
клети с грузовиками (общим весом 15 т). Клети, раскатившись по настилу
трюма, с силой ударили в поперечную переборку и правый борт. При этом
пароход получил еще больший крен и уже больше на волнении не
выравнивался.
В 23 часа вахтенный механик доложил капитану, что переборка
машинно-котельного отделения пропускает воду, которая в бункере бьет
фонтаном, и уровень ее уже подошел почти к топкам котлов правого борта,
что вода уже выступила из-под настила второго дна и, смешавшись с
машинным маслом и мелким углем, сильно мешает работе машинной команды.
Теперь крен судна превышал 20°и вода врывалась на палубу через бортовые
шпигаты, которые никто не догадался закрыть. Остойчивость судна
уменьшалась с каждой минутой. Но по-прежнему капитан Карей не
предпринимал каких-либо решительных мер, чтобы спасти судно. Он начал
действовать лишь в 5 часов утра понедельника. Отданная им команда была
чревата роковыми последствиями: он приказал механикам откачать водяной
балласт из трех цистерн правого борта. Грубейшая ошибка! Карей
рассчитывал, что это поднимете из воды накренившийся правый борт
парохода, забыв о том, что "Вестрис" считался "плавным судном", имевшим
небольшую метацентрическую высоту. Откачивая бал ласт из нижних цистерн,
он уменьшал крен и вместе с ним сильно уменьшал остойчивость судна. Он
так и не догадался использовать для устранения крена вес намокшего в
правых бункерах угля, поставить пароход правой раковиной к ветру.
В 5 часов 30 минут радист Вестриса принял сообщение от
парохода Вольтер . Последний запрашивал, имеет ли что-нибудь
капитан Карей сообщить компании в Нью-Йорке. К изумлению офицеров
Вестриса , радист, по приказанию капитана, передал: Для сообщения
в компанию ничего не имею .
Уже через час крен судна, несмотря на пустые балластные цистерны правого
борта, снова начал увеличиваться. Уже все лацпорты и иллюминаторы
пассажирских кают второго класса по правому борту оказались под водой.
Конечно, их задраили, но они не были герметичны.
Офицеры Вестриса , поняв, что судно обречено на гибель, ждали,
когда Карей прикажет дать в эфир SOS. Но капитан все чего-то ждал.
Судно продолжало крениться и оседать в воду. Крен достиг 26°, и уже
трудно было сохранять равновесие при ходьбе по палубе.
Ночь на понедельник пассажиры провели без сна. Испуганные, они
находились в салонах и смотрели, как по линолеуму перемещается сорванная
с мест мебель, с треском ударяясь о стенки.
В 8 часов 30 минут 12 ноября, в понедельник, на радиопеленгаторной
станции в Бэтани-Бич Рэй Мэйерс снова заступил на вахту. Увидя, что за
ночь координаты Вестриса почти не изменились, он запросил
Карея по радио:
Требуется ли вам помощь? С Вестриса последовал ответ:
Пока нет . Но, чувствуя недоброе, Мэйерс связался по радио со
спасательной станцией береговой охраны на мысе Мэй и попросил направить
к Вестрису катер. В то время терпевший бедствие пароход
находился в 240 милях к востоку от Норфолка, и спасательному катеру,
чтобы дойти до Вестриса , требовался почти день хода на полной
скорости. Тогда еще никто не знал, что в эти тяжелые для Вестриса
минуты в сорока милях от него находился небольшой грузовой пароход
Монтосо , следовавший из Порто-Рико в Бостон. Если бы на нем имелась
радиостанция, то жертв, возможно, и не было бы.
Лишь в 8 часов 37 минут капитан Карей решился обратиться к помощи
радиосвязи. Нет, он и сейчас не послал SOS! Это был просто сигнал
срочного вызова станции CQ (мол, ждите, может передам и SOS). Только в 9
часов 56 минут радист Вестриса О'Лахлин, по указанию
капитана, послал в эфир SOS: Пароходу "Вестрис" Лампорт энд Холл
Лайн HWNK широта 37°35' северная, долгота 71°08' западная нужна
немедленная помощь .
На призыв Вестриса о помощи откликнулись 58 судов и
несколько береговых станций. Ближе всех к гибнущему пароходу в радиусе
200 миль оказались лайнер фирмы Гамбург - Америка Линие -
Берлин , американские линкор Вайоминг , стоявший на якоре на
Хэмтонском рейде, пароходы Американ Шиппер , Креол ,
Санта-Барбара , японский сухогруз Окато-Мару и французский
танкер Мириам .
Релейная радиостанция в Такертоне на побережье штата Нью-Джерси, приняв
от Вестриса сигнал бедствия, перетранслировала его.
В 10 часов 40 минут Карей получил радиограмму от владельцев судна:
Немедленно радируйте, что случилось . С Вестриса последовал
ответ: Со вчерашнего полудня дрейфую в шторм под ветер. За ночь
крен достиг 32 градусов. Палуба правого борта в воде, судно лежит почти
на боку, куда-либо следовать невозможно, волнение от умеренного до
сильного .
Капитан Карей приказал пассажирам первого и второго классов собраться на
шлюпочной палубе, а пассажирам третьего класса - подняться на
прогулочную палубу. Там всем раздали спасательные нагрудники. На
Вестрисе имелось 14 шлюпок, которые могли вместить 800 человек. Но
спуск шлюпок на воду при волнении и образовавшемся крене представлял
проблему. Посадить пассажиров в шлюпки правого борта с прогулочной
палубы практически не представлялось возможным: они висели на талях на
расстоянии нескольких метров от борта. Карей приказал посадить в шлюпки
левого наветренного борта всех женщин и детей, но не спускать их на воду
до его распоряжения. Капитан надеялся, что помощь прибудет до того, как
судно затонет.
Шлюпки под номерами 4, 6, 8, 10 с женщинами и детьми висели,
раскачиваясь на талях, в трех - пяти метрах от воды. Когда рискнули
спустить шлюпку № 8, набежавшей волной ее с силой ударило о борт
парохода. В дневнике Томаса Мэна есть об этом такая запись: В 6
часов утра в понедельник море неожиданно стихло, и мне показалось, что
судно снова выпрямилось. Но к 10 часам крен опять увеличился, потом
капитан приказал спустить на воду шлюпки. Я был в шлюпке № 8, и когда ее
спускали на воду, она ударилась о борт "Вестриса" и почти все из нее
вывалились в воду .
Для тех, кто находился в других шлюпках левого борта и на палубах
парохода, это явилось ужасным зрелищем. С воды слышались душераздирающие
крики женщин и плач младенцев.
С палубы в воду прыгнули кочегары Моррис, Бартон и Боксхилл. Они, жители
острова Барбадос, как и большинство членов команды Вестриса , были
отличные пловцы. Им удалось перевернуть опрокинутую шлюпку на киль и
спасти несколько человек (в том числе Томаса Мэна). Но большинство людей
из шлюпки № 8 исчезли в волнах у борта парохода. Сама шлюпка, корпус
которой был разбит ударом о борт, наполнилась водой и удерживалась
талями у борта Вестриса .
Второй спускали шлюпку № 6, в которой находились женщины, дети и 6
матросов. Когда она коснулась воды и осталось отдать тали, на нее
свалилась сорвавшаяся станина шлюпбалки весом полторы тонны... Почти все
в этой шлюпке были раздавлены или утонули.
Капитан Карей приказал прекратить спуск шлюпок с наветренного левого
борта и попытался спустить шлюпки противоположного борта. С оставшимися
шлюпками левого борта дело обстояло так. Шлюпку № 2 (одну из четырех,
укрепленных на корме судна) не удалось сдвинуть с кильблоков, и она
пошла на дно вместе с пароходом, как и шлюпка № 4, - ее патентованный
гак не смогли отсоединить от рыма шлюпки. Шлюпка № 14 сама съехала по
наклонной палубе в воду с правого борта, когда крен стал более 45°.
Положение Вестриса было критическим, волны уже плескались на
его палубе с правого борта. Хотя в машинное отделение были посланы все
стюарды, чтобы ведрами откачивать воду, топки котлов левого борта также
пришлось погасить: мог произойти взрыв.
Радиостанция перешла на питание от аккумуляторов. Старший радист
0'Лахлин держал связь с судами, которые шли на помощь. Сейчас ближе всех
к гибнущему судну был грузовой пароход Американ Шиппер . Лайнер
Берлин в это время находился дальше от Вестриса , но,
подняв давление пара до максимального, шел полным ходом, несмотря на
волнение. Пароход Санта-Барбара сообщал в 10 часов
20 минут, что сможет прибыть на помощь через 9 часов, - он находился в
200 милях от Вестриса .
Из Лакенхарета в штате Нью-Джерси в воздух поднялся дирижабль
Лос-Анджелес и тоже взял курс на место, где тонул Вестрис .
Радиостанция военно-морской базы в Бруклине сообщила капитану Карею, что
на помощь к нему из Норфолка полным ходом идет эсминец Дэвис .
Адмирал Тэйлор с линкора Вайоминг передавал: Мы
подойдем к 21 часу .
Вот какие сообщения передала радиостанция Вестриса утром в
понедельник, 12 ноября:
11.04 - пароходу Креола: держите со мной связь. В любой момент
может начаться посадка в шлюпки .
11.40 - всем судам: Чертовски трудно работать при таком крене.
Сейчас садимся в шлюпки .
12.30 - всем судам: Скоро вынуждены будем оставить судно .
13.07 - Вайомингу : Ждать больше не можем. Покидаем судно .
13.22 - всем судам: Сейчас садимся в шлюпки .
Крен продолжал увеличиваться. Всем находившимся на Вестрисе
было ясно, что пароход каждую минуту может опрокинуться на борт. С
подветренной стороны на воду спустили шлюпки под номерами 1, 3, 5, 7 и
11. Они благополучно отошли от борта.
Шлюпка № 9 во время спуска из-за неисправных блоков талей вошла в воду
одним концом, и почти все, кто в ней был, упали в воду. Эту шлюпку
залило водой, и вскоре она перевернулась. На борту парохода оставалось
около 100 человек.
В 13 часов 25 минут О'Лахлин послал в эфир последнее сообщение: Мы
оставляем судно. Мы садимся в шлюпки .
Когда в воду с кормы парохода сорвалась, проехав по палубе на другой
борт, шлюпка №9 14, командование ею принял матрос-рулевой Лионель
Лийкорши - негр с Барбадоса. Он несколько раз прыгал в воду и втащил в
шлюпку 21 человека.
В 13 часов 45 минут машинная команда покинула свои посты и вышла на
верхнюю палубу. Некоторым кочегарам удалось спуститься в стоявшие у
борта шлюпки по талям, другим пришлось прыгать в воду и вплавь
добираться до шлюпок.
В 14 часов 30 минут Вестрис окончательно лег на правый борт.