поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Медные пуговицы(продолжение)
Мексико начал поиски с точки координат, откуда Андерсен
сообщил по радио капитану норвежского парохода Вильям Блюмер, что его
команда готовится встретить рождество. Пройдя по маршруту Копенгагена
вдоль 43-го градуса южной широты до островов Принца Эдуарда и не
обнаружив никаких плавающих предметов, капитан Мексико решил направить
свое судно к островам Тристан-да-Кунья.
Велико было удивление моряков парохода Мексико, когда, прибыв на один из
этих островов, они среди жителей встретили протестантского миссионера,
который поведал им, что видел разыскиваемый ими парусник.
Это было вечером 21 января. Да, это был большой пятимачтовый парусный
корабль с широкой белой полосой на корпусе. По-моему, судно терпело
бедствие. Его передняя мачта была сломана. Корабль медленно дрейфовал на
север к Восточному острову под одним косым парусом, поставленным между
носом и сломанной мачтой... На его палубе не было ни одной живой души.
Словно "Летучий Голландец", корабль прошел мимо нас на расстоянии
примерно 3 миль. По моим подсчетам, он приблизился к соседнему острову
на четверть мили. И поскольку этот остров с той стороны окружают рифы,
уходящие в море на милю с четвертью, я был уверен, что он оказался в
ловушке. В ту ночь океан был неспокоен, буруны и сильный прибой не
позволили нам спустить на воду наши утлые суда и подойти к кораблю;
оказавшемуся в столь гиблом месте. Когда стемнело, парусник скрылся с
наших глаз. С тех пор мы его больше не видели. Через несколько дней
волны выкатили на берег нашего острова странный ящик длиной около ярда,
шириной и высотой примерно 8 дюймов. Это был очень крепко сколоченный
ящик, окрашенный в серый цвет. Кроме того, мои туземцы нашли на берегу
несколько досок, соединенных между собой в "ласточкин хвост". Примерно
через месяц море прибило к нашему острову плоскодонную парусиновую лодку
длиной около 30 футов.
Рассказ миссионера взволновал всю команду парохода Мексико. Ни у кого не
оставалось сомнений, что речь идет о Копенгагене. В тот же день моряки
приступили к обследованию рифов, о которых рассказывал миссионер. Они
осмотрели каждый камень, каждую скалу. Но все было тщетно - они не нашли
даже щепки. Если бы такая махина, как "Копенгагена", погибла на этих
рифах, то весь берег Восточного острова был бы усеян обломками. К тому
же на судне имелся немалый запас горючего для дизеля, которое наверняка
всплыло бы после гибели корабля, и следы нефти можно было бы легко
обнаружить на прибрежных камнях, - рассуждали моряки. Забрав с собой на
борт парохода загадочный ящик и доски, соединенные в ласточкин хвост,
записав подробно рассказ миссионера, поисковая партия Мексико прекратила
обследование острова Тристан-да-Кунья.
Когда пароход вернулся в столицу Дании, рассказ миссионера стал
сенсацией номер один. Его напечатали почти все газеты страны, передали
по радио. Все были уверены, что 21 января 1929 г. Копенгаген, терпя
бедствие, подходил к островам Тристан-да-Кунья. Вероятно, его команда
из-за сильного волнения не смогла спустить на воду шлюпки и высадиться
на берег. Правда, мало кто обратил внимание на то обстоятельство, что
даже бывшие моряки Копенгагена не смогли опознать крепко сколоченный
ящик и доски, скрепленные в ласточкин хвост. Почти никто не задумался
над тем, почему миссионер не показал плоскодонную парусиновую лодку.
Через неделю датские газеты поведали своим читателям о том, что
опубликованный ими рассказ миссионера был досужей выдумкой и плодом
большого воображения старика.
Оказалось, что 21 января 1929 г. к островам Тристан-да-Кунья
действительно подходил парусный корабль. Но это был не пятимачтовый
корабль со сломанной мачтой, а четырехмачтовый финский барк Понапе. Он
шел с грузом леса из Хельсинки в Австралию. В полдень указанного дня
Понапе, который, кстати, не терпел никакого бедствия и не имел
продольной белой полосы на борту, подошел к Восточному острову и отдал
якорь в 6 милях от него. Почему капитан этого судна решил сделать
остановку близ островов? Почему команда не сошла на шлюпке на берег?
Дело в том, что многие парусники, плавающие между Аргентиной и
Австралией, в ясную погоду подходили к этим островам, чтобы уточнить
свое место на карте. Ведь после Тристан-да-Кунья до самой Австралии им
нужно было пройти почти 6000 миль. А плавание в зоне ревущих сороковых
обычно проходило при очень плохой видимости. Неделями приходилось идти
судоводителю сквозь штормы, дождь, мглу и туман по счислению, т. е.
пользуясь только компасом, лагом и картой. А как известно, длительное
плавание по счислению - дело рискованное. Судоводитель не всегда может
определить силу действующих на его судно течений. Вот поэтому, следуя из
Буэнос-Айреса или Монтевидео на восток, вдоль пустынных океанских дорог,
капитаны нередко, пользуясь ясным днем, подходили к острову
Тристан-да-Кунья и сверяли свои координаты на карте. Именно этим
объяснялся, казалось, странный на первый взгляд заход Понапе на острова.
Когда это стало известно капитану Мексико, он вспомнил, что во время его
беседы с миссионером туземцы старались объяснить, что все мачты
виденного ими парусника были целы и что судно они заметили не вечером, а
в полдень.
Все эти противоречивые обстоятельства, рассказ миссионера, таинственный
серый ящик, парусиновая плоскодонная лодка создавали странную путаницу в
этом деле. А вдруг Копенгаген все же подходил к острову сразу же после
Понапе? А если он затонул, отнесенный течением в сторону острова?
Датчане еще раз зафрахтовали пароход и обследовали острова
Тристан-да-Кунья. Но и на этот раз докопаться до истины не удалось.
Прошел почти год. За это время по маршруту, которым следовал Копенгаген,
прошло немало судов. Зная о назначенной датским правительством награде
тому, кто обнаружит какие-нибудь предметы с пропавшего парусника,
капитаны этих судов внимательно следили за морем. Но за год не было
найдено ни одного обломка.
Правительство Дании, не имея никаких сведений о корабле, назначило
официальную комиссию экспертов. Как и водится в подобных случаях, в нее
вошли самые опытные капитаны, служившие на парусных кораблях,
кораблестроители, профессора, метеорологи, бывшие офицеры Копенгагена.
Все без исключения дали высокую оценку мореходным качествам Копенгагена,
прекрасную характеристику его капитану и помощникам. Прошли недели
работы этой комиссии, но она не смогла высказать ни одного сомнения в
отношении проекта судна.
Интересно, что комиссия допросила одного из практикантов, который за
день до выхода Копенгагена в последнее плавание списался с судна в
Буэнос-Айресе по семейным обстоятельствам. Он признался, что с тоской в
сердце покидал корабль, что перед тем как он его оставил, на борту был
полный порядок, судно было в идеальной готовности к трудному плаванию,
капитан позаботился обо всех мелочах.
Помимо капитана Андерсена, на борту судна было пять офицеров, один из
которых исполнял обязанности радиста, два механика, моторист, плотник,
парусный мастер, кок, пекарь, буфетчик и 45 кадетов - всего 59 человек.
Причем все кадеты уже имели опыт плавания на парусном судне, девяти из
них было присвоено звание матросов первого класса.
15 октября 1929 г. в Копенгагене проходило последнее заседание комиссии
по расследованию исчезновения барка.
Президиум комиссии - контр-адмирал Колдт, капитан Эгенс, капитан
Штабель, капитан третьего ранга Шульц - под председательством профессора
Кукла еще раз просмотрел толстое дело.
Последний день в Буэнос-Айресе. Барк на внешнем рейде, готовый к отходу
в Австралию... Принято 698 т песка для балласта, осадка на миделе - 5,21
м... Водоизмещение судна 5159 т. Метацентрическая высота 91,5 см...
Отличная остойчивость. Балласт размещен идеально. Судно полностью
укомплектовано командой. Радиостанция исправна....
Председатель комиссии объявляет решение: Означенный выше учебный
парусный корабль, пятимачтовый барк "Копенгаген", имея на борту 59
человек, совершая очередное плавание из аргентинского порта Буэнос-Айрес
в Австралию, погиб ввиду действия непреодолимых сил стихии и
непредвиденных на море случайностей. При этом судно потерпело бедствие
настолько быстро, что его команда не смогла ни передать в эфир
радиосигнал бедствия SOS, ни спустить на воду спасательные шлюпки или
плоты.