поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Мимоза Нуармутье
Легендарный Титаник, стяжавший себе мрачную славу в
истории судоходства трагической гибелью полутора тысяч человек, считался
в свое время самым большим пароходом в мире. Его водоизмещение
составляло 66 000 т, длина 268 м, ширина 33 м, высота борта 36 м.
Пароход, о котором пойдет речь, вполне можно было бы перевезти на
Титанике, поставив поперек палубы: его длина была меньше ширины
Титаника... Назывался этот пароход Сен-Филибер. Водоизмещение 189 т,
длина 32,1 м, ширина 6 и высота борта 2,61 м.
Сен-Филибер - этот пигмей в печальном реестре летописей морских
катастроф - унес 15 июня 1931 г. на морское дно полтысячи человек, что
составляет одну треть жертв Титаника.
Сен-Филибер построили в 1923 г. на верфях Сен-Назера во Франции по
заказу Нантского общества судоходства. Это было экскурсионно-прогулочное
судно озерного типа. Тупоносое, почти плоскодонное, с одной трубой и
одной мачтой. Почти от бака до самой кормы его главная палуба была
занята двумя пассажирскими салонами первого и второго классов. Над
салонами была еще одна открытая палуба со скамейками для экскурсантов.
Хотя мощность паровой машины Сен-Филибера составляла всего 23 л. с., его
труба возвышалась над палубой на 8 м. Это вместе с высоко расположенной,
походившей на будку кассирши, рулевой рубкой делало пароход похожим на
буксир.
Несмотря на свои скромные размеры и тоннаж, Сен-Филибер имел
свидетельство на перевозку 500 пассажиров. Как могло случиться, что
такому небольшому по размерам судну выдали такое свидетельство? На этот
вопрос вряд ли кто теперь сможет дать ответ. Во Франции до сих пор
стараются умалчивать, об этом скорбном происшествии, поскольку эта
катастрофа - одна из самых мрачных страниц в истории судоходства страны.
Владельцам пароходства хорошо было известно, что когда Сен-Филибер
отваливал от причала и пассажиры собирались на одном борту, чтобы видеть
провожающих, крен парохода в эту сторону достигал почти 10°. Но
поскольку Сен-Филибер в основном плавал по реке, власти
классификационного общества Бюро Веритас с этим мирились.
Восемь лет Сен-Филибер обслуживал регулярную пассажирскую линию Нант -
Сен-Назер.
Однажды летом 1931 г. дирекция одной ткацкой фабрики Нанта обратилась к
владельцам Сен-Филибера с просьбой нанять пароход на воскресенье 15 июня
для экскурсии на Нуармутье - большой живописный остров, расположенный в
Бискайском заливе в 15 милях от устья Луары, что славился своими
дубовыми рощами и мимозами. Нантское общество судоходства согласилось
снять на один день пароход с линии и продало дирекции фабрики 500
билетов.
Воскресное утро 15 июня 1931 г. не обещало экскурсантам ясного
солнечного дня. Это была та погода, которую французы называют четыре
времени года за день.
Перед рассветом моросил мелкий дождь, потом он кончился, и задул ровный
юго-восточный бриз, который согнал в сторону залива облака и дал,
наконец, солнцу возможность порадовать обитателей Нанта.
Несмотря на ранний час, на речной пассажирской пристани собралось около
трех тысяч человек провожающих. Семьи ткачей пришли проводить своих
близких, отправлявшихся в интересную поездку. Среди шума и веселья толпы
то и дело слышались наказы: Привезите мимозу! Не забудьте мимозу, мимозу
Нуармутье!
Ровно в 7 часов убрали сходню, и Сен-Филибер отошел от пристани. Через
три с половиной часа хода пароход в Сен-Назере сделал небольшую
остановку и снова двинулся вниз по реке. Ветер, дувший от юго-запада,
перешел к югу и усилился. Пароход еще не вышел в залив, а его уже качало
на крутых мутных волнах Лауры. У многих экскурсантов началась морская
болезнь.
Наконец, через два часа, судно привалилось к деревянному пирсу острова
Нуармутье. Пассажиры, взяв с собой корзины с припасами и одеяла,
отправились на пикник в дубовые рощи Нуармутье за мимозой. Прошло часа
три. К полудню южный ветер усилился, и капитан Сен-Филибера Олив
поспешил выйти в обратный рейс.
Около тридцати пассажиров, которые укачались по пути из Сен-Назера,
предпочли остаться на острове. Они решили дождаться отлива и по узкой
дамбе, которая соединяла остров с материком, добраться домой пешком.
Когда пароход отошел от пирса, ветер задувал уже с запада. Со стороны
Биская он гнал к устью реки барашки. Погода ухудшалась с каждым часом.
Едва пароход вышел из-за прикрытия острова, ветер обрушился на его левый
борт. Через фальшборт в окна салонов летела белая пена, сорванная с
верхушек волн.
Пароход раскачивался все сильнее и сильнее. Из-за небольшой осадки и
высокой палубной настройки Сен-Филибер дрейфовал под ветер. Все труднее
и труднее было удерживать его на курсе, хотя паровая машина работала на
предельных оборотах.