поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки на главной странице:
Задуманные кораблекрушения
Беспощадность морской стихии постоянно, на протяжении
тысячелетий, с момента зарождения морского судоходства направляла
человеческую мысль на обеспечение безопасности плавания на море.
Сегодня, несмотря на значительный прогресс в судостроении, беспрерывное
совершенствование конструкций судов и методов судовождения, оснащение
судов новейшим оборудованием и современными средствами борьбы за
живучесть, в море продолжают гибнуть суда.
Посадки судов на мель, столкновения, пожары и взрывы, гибель судов в
море в результате потери остойчивости - вот основные виды
кораблекрушений. Согласно статистическим данным, публикуемым Ллойдом, за
последние три столетия в среднем в год погибает 271 судно. Если учесть
случаи гибели судов во время войн, то это число будет в среднем равно
398 судам в год. За последние 150 лет в мирные годы погибло более 40 000
торговых судов. С учетом же военных лет - почти 60 000 судов.
Как известно, Ллойд ведет учет статистики аварий и случаев гибели
торговых судов вместимостью не менее 100 рег. т. Если взять суда чуть
меньшего тоннажа, то ежегодное число кораблекрушений составляет где-то
500, и, таким образом, мы можем утверждать, что за последние два
тысячелетия человечество потеряло один миллион торговых судов. Эту цифру
легче представить так: на протяжении 2000 лет люди каждые четверть века
топят сразу все находящиеся в эксплуатации торговые суда. А по данным
Ллойда, в наши дни эксплуатируется около 40 000 торговых судов.
Каковы основные причины гибели судов?
Оставляя так называемые непреодолимые силы морской стихии (ураганы,
штормы, туманы, плавающие льды и пр.) в стороне и вдумавшись в
обстоятельства гибели судов, описанных в этой книге, невольно можно
прийти к выводу, что подавляющее большинство катастроф на море произошло
по вине самих людей, из-за их ошибок.
Результатом ошибок человека в сфере судостроения и мореплавания
оказывались: неправильные инженерные решения в проектировании судна
(ошибки в расчете его мореходных качеств) и в технологии его постройки,
неправильная погрузка и балластировка, перегрузка судна, нарушение
элементарных правил при перевозке опасных грузов, нарушение норм
эксплуатации, несоблюдение и нарушение правил предупреждения
столкновений судов в море, потеря бдительности, эксплуатация заведомо
непригодных для плавания судов, эксплуатация судов, укомплектованных
неквалифицированными капитанами и экипажами, использование во время
плавания устаревших и неточных карт и других навигационных пособий.
Причины гибели торговых судов в наше время весьма разнообразны,
многочисленны и нередко необычны, буквально от неправильно
употребленного слова в команде и брошенного на судне окурка сигареты до
нападения на судно меч-рыбы и попадания в танкер молнии.
Современная наука и морская экспертиза позволяют точно установить
причину большинства происходящих на море катастроф и сделать
соответствующие выводы. Однако нередко в бездну океана вместе с судном
уходит и тайна трагедии погибшего корабля. В таких случаях люди склонны
отнести катастрофу к непреодолимым силам морской стихии и всяческим
непредвиденным на море случайностям.
Может быть, в страшном исходе происшествия с судном действительно
повинна роковая случайность? Может быть, и правда неодолимой оказалась
мощь разгневанной стихии?
Нет, во многих морских катастрофах, причины которых остались
невыясненными, объяснение следует искать все-таки в деянии самих людей.
В современной статистике аварий и гибели судов на море, среди
многочисленных параграфов и разделов видов и причин происшествий с
торговыми судами есть одна неофициальная рубрика - задуманные
кораблекрушения, или, точнее, преднамеренные случаи уничтожения судов. О
ней западная капиталистическая пресса старается умалчивать, и точное
число попавших в эту рубрику судов остается неизвестным.
Примером таких задуманных кораблекрушений являются описанные уже нами
гибель клипера Нортфлит, умышленный поджог пироманьяком лайнера Морро
Касл и Поджог владельцами своего лайнера Ла Атлантик. Вот случаи
уничтожения своего судна владельцем и заполняет эту неофициальную
рубрику статистики аварий и гибели судов в наши дни.
Сегодня капиталистической морской транспорт представляет собой ту сферу
производства, где с особой силой и резкостью выступают основные черты
противоречий капиталистического строя. Жажда наживы, погоня за прибылью,
стремление переманить к себе пассажиров, отчаянная конкурентная борьба
характеризуют многих владельцев зарубежных судоходных компаний. История
мореплавания знает немало случаев, когда в результате далеко не
спортивного соперничества некоторые предприниматели-судовладельцы,
чувствуя приближение финансовой катастрофы, шли на такое крайнее
средство, как уничтожение своего же имущества с целью получить страховое
возмещение и таким образом остаться в игре. За последние полвека
отмечалось множество случаев, когда судовладельцы под угрозой
банкротства страховали свои суда на очень высокую сумму. Предметом
страхования, как правило, являлись (да и поныне являются) старые
тихоходные, приносящие убыток океанские лайнеры, которые давно уже
должны были пойти на металлолом, но их владельцы решили выжать из них
последние барыши. Эти плавучие гробы, слегка подновленные и
перекрашенные, были поставлены на круизные рейсы, которые, как известно,
приносят арматорам в несколько раз больше прибыли, нежели перевозка
обычного груза.
Затопление судна на большой глубине или умышленный поджог его - вот два
основных для авантюристов способа уничтожить судно и замести следы
преступления. Иногда поджог судна проводился даже в тот момент, когда на
судне находились пассажиры...
В истории капиталистического торгового флота наибольшее число поджогов
падает на начало 30-х годов, период экономической депрессии и кризисных
явлений в капиталистическом обществе. Именно в те годы английские,
французские и немецкие страховые компании понесли значительные
финансовые потери из-за огромных выплаченных сумм страховых возмещений.
Достаточно сказать, что только торговый флот Франции в те годы не
досчитался доброй дюжины крупных пассажирских лайнеров - Поль Лека, Ла
Мартин, Азия, Лафайет, Жорж Филиппа?, Ла Атлантик, Париж и других.
Перед началом второй мировой войны число случаев пожаров на судах
мирового торгового флота, по официальным данным Ассоциации ливерпульских
страховщиков, составило в среднем за год 530. И возможность путем
умышленного поджога получить значительные суммы страхового возмещения
для отдельных судовладельцев оказывалась оздоровительной мерой по борьбе
с кризисом.
Падкая до сенсации зарубежная пресса с негодованием писала о
таинственных пожарах и взрывах на крупных лайнерах, не всегда указывая
истинную причину пожара. Например, лишь в течение 1930 г. в результате
умышленного поджога сгорело четыре лайнера общим водоизмещением почти
100 000 т. В феврале 1930 г. на немецком лайнере Мюнхен валовой
вместимостью 13 500 рег. т во время стоянки в Нью-Йорке, после серии
сильных взрывов, возник пожар. Лайнер затонул при тушении водой и сел на
грунт. Спустя несколько дней после этого случая произошел пожар на
другом немецком лайнере Европа валовой вместимостью свыше 40 000 рег. т.
Пожар возник перед спуском судна со стапеля в Гамбурге. Все помещения
лайнера выгорели дотла. Позже судно было фактически отстроено заново. В
июне 1930 г. вспыхнул пожар на английском лайнере Бермуда вместимостью
19 000 рег. т, который стоял в порту Гамильтон острова Бермуда. Через
несколько часов судно было полностью уничтожено огнем и затонуло у
причала. Этот лайнер был построен в конце 1927 г. Его стоимость в то
время была около 1 млн. фунтов стерлингов. Страховая премия, полученная
владельцами судна, составила 660 000 фунтов стерлингов.
10 декабря 1930 г. во время стоянки в английском порту Блайт перед
сдачей на слом сгорел английский лайнер Эмпресс оф Скотланд валовой
вместимостью 25 160 рег. т. Судно было построено в 1905 г. и до
появления Мавритании считалось самым крупным в мире. Следствие показало,
что лайнер подожгли намеренно, с целью получения страхового Возмещения.