Торговый флот участвовал в сотнях боевых и десантных
операций на морских бассейнах страны, одновременно продолжая перевозки
грузов для нужд народного хозяйства, выполнял перевозки войск и боевой
техники, доставлял войска, оружие, боеприпасы, продовольствие и
снаряжение в осажденные Одессу и Севастополь, эвакуировал раненых и
гражданское население, вывозил промышленное оборудование из районов
военных действий
Суда советского торгового флота подвергались ударам фашистских
вооруженных сил еще задолго до того, как враг переступил границы нашей
Родины. В 1936-1937 гг. Советский Союз оказывал всемерную помощь
Испанской республике в борьбе с фашизмом. В Испанию отправлялись десятки
судов с продовольствием, медикаментами, одеждой. В конце 1937 г. у
берегов Северной Африки франкистский крейсер "Канарис" расстрелял и
потопил советское торговое судно "Комсомолец". Экипаж судна во главе с
капитаном Г. А. Мезенцевым был захвачен и брошен в казематы замка
Санта-Мария, где провел несколько месяцев, а некоторые моряки - более
трех лет до освобождения и возвращения на Родину.
Позже испанские фашисты задерживали, арестовывали и подвергали досмотру
десятки советских судов. Жертвами военных пиратов стали теплоход
"Тимирязев" и пароход "Благоев", торпедированные подводными лодками.
Пароход "Смидовичи" был захвачен, а экипаж судна более девяти месяцев
провел в концлагере.
В первые дни войны в трудных условиях оказались Латвийское, Эстонское и
Балтийское пароходства. В конце августа 1941 г. вынуждены были покинуть
Таллин 29 транспортных судов. Во время перехода несколько судов погибли,
три судна получили значительные повреждения и выбросились на мель у
острова Гог-ланд. Одним из них, пароходом "Сауле", командовала первая в
мире женщина - капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. Экипаж
судна, несмотря на постоянные налеты вражеской артиллерии, исправил
повреждения, снялся с мели и прибыл в Ленинград. Потери каравана
оказались огромными: из 29 судов только два пришли в Ленинград, два
остались у Гогланда, остальные затонули. Таллинский переход торговых
судов явился одной из самых тяжелых операций за весь период Великой
Отечественной войны.
Транспортные перевозки на Балтике с конца 1941 г. значительно
сократились, ограничившись только рейсами между Ленинградом,
Кронштадтом, Ораниенбаумом. Проводку судов в этом районе осуществлял
ледокол "Ермак". В тяжелые дни блокады Ленинграда большую группу моряков
торгового флота откомандировали для работы в северные пароходства, на
Дальний Восток и на Каспий, остальные вместе с военными моряками и
речниками работали на Ладоге, доставляя в осажденный город
продовольствие, материалы и эвакуируя население и оборудование
промышленных предприятий.
С особым напряжением работал Одесский морской торговый порт. Только в
течение июля и августа 1941 г. на транспортных судах из Одессы было
отправлено свыше 125 тыс. т грузов. Торговый флот принимал активное
участие и в обороне Одессы, в Севастополь и другие порты было вывезено
350 тыс. раненых воинов и гражданского населения и около 100 тыс. т
грузов.
Зимой и весной 1942 г. моряки торгового флота, несмотря на тяжелую
блокаду, доставляли военные грузы в Севастополь. В каждом рейсе экипажи
транспортных судов отражали многочисленные атаки вражеской авиации.
Яркие страницы в историю Великой Отечественной войны вписали экипажи
судов "Громов", "Белосток", "Абхазия" и другие, доставлявшие под
непрерывным вражеским огнем в осажденный Севастополь войска, боевую
технику, боеприпасы и эвакуирующие из него раненых и гражданское
население.
Суда Черноморско-Азовского бассейна принимали активное участие в
Керченско-Феодосийской десантной операции. Первыми в Феодосию высадили
бойцов, выгрузили боеприпасы, артиллериюи
приняли на борт раненых суда "Кубань", "Анатолий Серов", "Фабрициус".
Погрузка контейнеров в трюм судна. Современные
крупнотоннажные суда, приспособленные для скоростной механизированной
обработки в порту, составляют основное ядро флота
Войска Северо-Кавказского и Закавказского фронтов во
время обороны Кавказа лишились всех сухопутных коммуникаций и
рассчитывали только на помощь военного и торгового флота Черного моря и
Каспия. Суда Черноморско-Азовского бассейна и военные корабли доставили
фронту более 200 тыс. солдат и офицеров, технику, боеприпасы.
Неизмеримо возросло значение Каспийского бассейна - основного пути для
снабжения фронта жидким топливом. Почти весь нефтеналивной флот Каспия
был мобилизован на перевозку нефти и нефтепродуктов из Баку к Волге,
Уралу и далее - к районам боевых действий и заводам. На судах
Каспийского пароходства эвакуировали на Восток железнодорожный подвижной
состав, оборудование Туапсинского, Батумского и других заводов
Нарком-нефти, предназначенное для строительства баз жидкого топлива на
Сахалине, нефтепровода Гурьев-Орск и т. п. В обратном направлении на
Махачкалу и Астрахань перевозились войсковые подразделения, а также и
другие боевые средства. Только за последние пять месяцев 1942 г. по
Каспию было перевезено в сторону фронта 468 тыс. чел., свыше 1 тыс.
танков и бронемашин, 200 самолетов, 8 тыс. орудий и много других грузов.
В начале 1943 г. транспортный флот Каспийского бассейна выполнил срочное
задание по переброске семенного фонда,
сельскохозяйственной техники и людей в освобожденные районы для
проведения весеннего сева. В 1943-1944 гг. он перевез 24 млн. т
народнохозяйственных грузов и 21 млн. т нефти.
Напряженно трудились работники морского транспорта Дальневосточного
бассейна. Так, во второй половине 1941 г. героический труд портовых
рабочих обеспечил перевалку рекордного количества оборонных грузов - 330
тыс. т.
Дальний Восток стал важным районом и внешних сообщений СССР. Поставки
Советскому Союзу военной техники, стратегических материалов и
продовольствия осуществлялись по трем морским путям: дальневосточным
коммуникациям (только советским флотом) - во Владивосток, через
Персидский залив и Иран по сухопутью - в советские порты на Каспии и
через Северо-Западную Атлантику - в северные порты СССР.
На Севере моряки в годы войны установили регулярное зимнее плавание в
Белом море. Во время зимних навигаций в Архангельск и Северодвинск они
провели 253 крупнотоннажных судна с грузом и почти столько же вывели за
пределы Белого моря. Огромную роль в обеспечении арктических навигаций
играли советские ледоколы. Несмотря на ожесточенные атаки авиации и
подводных лодок, только за три навигации в Белом море ледоколы провели
40 караванов (241 судно).
В тяжелейших условиях проходили рейсы судов, доставлявших грузы из США,
Великобритании и других стран.
Заслуженную славу и глубокое уважение советских людей завоевали экипажи
погибшего в бою с фашистским рейдером ледокольного парохода "А.
Сибиряков" и отбившего атаки вражеской авиации, но торпедированного
подводными лодками теплохода "Старый большевик", потопившего огнем
судовых орудий вражескую подводную лодку; отразившего нападение шести
самолетов-торпедоносцев танкера "Азербайджан"; потопленного "неизвестной"
подводной лодкой парохода "Павлин Виноградов" и многих других судов.
Огромную работу проводили портовики и судоремонтники. За время войны
грузооборот морских портов превысил 175 млн. т. В портах работали по
15-20 ч в сутки под бомбежками, а иногда и под обстрелом артиллерии
врага, производя погрузку и выгрузку судов за невиданно короткие сроки.
С небывалым напряжением трудились судоремонтники. Они быстро устраняли
повреждения, нанесенные советским судам вражеской авиацией и флотом,
выпускали по заданиям правительства и военного командования различную
военную технику, снаряжение и боеприпасы.
Многие моряки торгового флота были призваны на службу в Красную Армию и
военный флот, боролись с фашистскими захватчиками в партизанских отрядах
и в подполье. Так, например, героически сражались отряд новороссийских
партизан-моряков
Выгрузка пиломатериалов из трюма судна.Совершенствование систем механизации грузовых работ сокращает
простои судов под погрузкой и разгрузкой
"Норд-Ост", моряки партизанских отрядов на Балтике,
дерзкие диверсионные акты на судах вражеского военно-морского и
транспортного флота совершала в Одессе подпольно-патриотическая группа
судоремонтного завода, созданная и руководимая инженером Н. А. Гефтом.
Несмотря на большие потери в судах, оккупацию многих портов,
ожесточенное противодействие врага, морской транспорт за период Великой
Отечественной войны перевез около 100 млн. т грузов и более 4 млн. чел.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.