В одиннадцатой пятилетке основные фонды отрасли
увеличились и превысили 20 млрд руб. Флот пополнился 232 судами общим
дедвейтом 4 млн. т, суммарный дедвейт флота достиг 20 млн. т. В состав
флота вошли магистральные лихтеровозы типа "Алексей Косыгин", фидерные
лихтеровозы типа "Борис Полевой", многоцелевые суда типа "Астрахань",
ледокольно-транспортные суда типа "Норильск", танкеры типа "Победа",
начато строительство Новоталлинского порта в заливе Мууга и
международной паромной переправы СССР-ГДР (вступила в строй в 1986 г.),
в существующих портах созданы новые перегрузочные комплексы.
Введены в эксплуатацию новые производственные цехи судоремонтных
заводов, 1,7 тыс. м погонной длины ремонтных причалов. Продолжалась
замена оборудования, реконструкция действующих цехов и баз технического
обслуживания флота.
По сравнению с 1980 г. перевозки возросли в каботаже на 10%, объем
погрузочно-разгрузочных работ - на 20%. Первостепенное внимание
уделялось обеспечению экспортно-импортных перевозок грузов между СССР и
социалистическими странами.
Продолжалось активное внедрение транспортно-технологичес-ких систем
перевозок и доставки народнохозяйственных и внешнеторговых грузов
укрупненными грузовыми местами в контейнерах, пакетах, лихтерах. Так,
при общем росте объема перевозок за пятилетие на 20% перевозки грузов в
контейнерах возросли на 48% и превысили в 1985 г. 9 млн. т, в том числе
2,6 мла т в каботаже и 6,4 млн. т в загранплавании.
На всех бассейнах продолжалось развитие контейнерных линий с комплексом
необходимых береговых технических средств. Ускорились темпы пополнения
флота новыми судами-контейнеровозами. В развитии этих судов заметна
тенденция создания крупных контейнеровозов вместимостью 1000-1600
контейнеров. Эти суда имеют повышенные скорости (20-25 уз) и
используются, как правило, на международных линиях. На внутренних линиях
эксплуатировались контейнеровозы малого (вместимостью до 300
контейнеров) и среднего тоннажа (вместимостью до 1000 контейнеров) ;
особое внимание уделялось контейнеризации грузов, идущих в районы
Крайнего Севера, Восточного сектора Арктики, Чукотки, в Магадан и
Петропавловск-Камчатский.
В одиннадцатой пятилетке существенно изменены организация и технология
арктических перевозок. Пополнение флота мощными ледоколами, атомоходами,
специализированными многоцелевыми судами типа "Норильск" и балкерами
типа "Михаил Стрекаловский" позволило повысить безопасность мореплавания
в сложных условиях Арктики.
Теплоход "Знамя Октября" в доке Ждановского
судоремонтного завода
В начале 80-х годов успешно развивалось
сотрудничество с судоходными предприятиями социалистических стран (НРБ,
ВНР, ЧССР) в рамках международного судоходного хозрасчетного предприятия
"Интерлихтер".
Дальнейшее развитие получила координация работы смежников в рамках
транспортных узлов на базе единых непрерывных планов-графиков по опыту
ленинградцев. В Тикси был организован региональный транспортный узел, в
состав которого вошли хозрасчетная эксплуатационная группа судов
Северо-Восточного управления морского флота, Северо-Якутское
райуправление Ленского объединенного речного пароходства, Нижнеянский и
Белореченский речные порты, Тиксинский морской порт, сплав-рейд
объединения "Якутлес", а также территориальное управление
Госкомгидромета и Тиксинская гидробаза. В результате слаженной работы
смежников в 1985 г. на Яну было доставлено в 1,5 раза больше угля, чем в
предшествующем.
Важным этапом в развитии отрасли стало начало работы по планомерному
переходу к системе технического обслуживания и ремонта по фактическому
состоянию, что позволило увеличить эксплуатационный период в среднем по
флоту на 4 сут.
В одиннадцатой пятилетке внедрена новая генеральная схема управления
морским транспортом, определившая переход на двух-звенную систему
управления: министерство - пароходство предприятие с ликвидациеи
промежуточного звена - государственного хозрасчетного объединения
Работа по экономии трудовых ресурсов и денежных средств, разработка и
внедрение прогрессивных норм и нормативов трудовых затрат, применение
щекинского метода, сокращение потерь рабочего времени дали возможность
выполнить задания пятилетки по росту производительности труда на
перевозках, погрузочно-разгрузочных работах и на судоремонте, а также
осуществить крупные социальные мероприятия. За счет роста
производительности труда обеспечено 85% прироста грузооборота, 97%
прироста объема погрузочно-разгрузочных работ и 95% прироста всего
объема продукции судоремонтных предприятий.
В двенадцатой пятилетке и до 2000 г. развитие морского транспорта
подчинено решению главной стратегической задачи партии - ускорению
социально-экономического развития советской страны и осуществляется с
учетом перспектив развития и размещения производительных сил страны.
Значительное развитие получат черная и цветная металлургия, угольная,
нефтяная, газовая, лесная и деревообрабатывающая промышленности,
сельское хозяйство. Возрастет производство проката, деловой древесины.
Развитие агропромышленного комплекса обеспечит рост производства зерна,
мяса, молочных изделий, фруктов, овощей и других продуктов. По-прежнему
ускоренными темпами будет увеличиваться экономический потенциал
восточных районов - главным образом Сибири и Дальнего Востока, включая
районы Крайнего Севера. Усилится значение этого региона как главной
топливно-энергетической базы. Особое внимание будет уделяться прибрежным
арктическим районам. Здесь планируется дальнейшее освоение природных
ресурсов и усиление геологической изученности материковой и шельфовой
части зоны. Это обусловливает необходимость создания на севере страны
высокоэффективной и надежной опорной сети путей сообщения
круглогодичного действия, т. е. формирования Арктической морской
транспортной системы.
Необходимо также учитывать, что советский морской транспорт развивается
и будет развиваться в рамках мировой экономической системы. Современное
ее состояние характеризуется нестабильностью, сокращением международного
обмена, ростом торгово-экономических и валютных противоречий,
увеличением диспропорций между производством и потреблением. Это не
может не сказываться и на международном морском судоходстве, современный
уровень которого - отражение усугубляющихся противоречий
капиталистической экономики.
Работая в условиях мирового рынка и непосредственно участвуя в
конкурентной борьбе с ведущими капиталистическими судоходными
компаниями, морской транспорт СССР для обеспечения своей
конкурентоспособности должен постоянно и относительно
Широко внедряется комплексная
транспортно-технологическая система перевозок круглого леса и
пиломатериалов в пакетах и блок-пакетах
высокими темпами обновлять и совершенствовать свой
технический и технологический потенциал, улучшать управление
производственной деятельностью, проявлять социалистическую
предприимчивость, чтобы стать лидером в международном судоходстве.
Основные направления экономического и социального развития СССР на
1986-1990 годы и на период до 2000 года предусматривают значительное
улучшение использования флота, производственных мощностей портов и
судоремонтных заводов. Намечено продолжить развитие портов и заводов,
обновление флота, пополнение его высокопроизводительными экономическими
специализированными судами, развитие ледокольного и
ледокольно-транспортного флота, увеличить объем перевозок грузов в
контейнерах и пакетах, на лихтеровозах и паромах, повысить эффективность
перевозок внешнеторговых грузов.
Экономическая стратегия КПСС предусматривает расширение
внешнеэкономических связей, а следовательно, и увеличение перевозок
внешнеторговых грузов в международных сообщениях морским транспортом
СССР. Изменения в структуре народного хозяйства окажут влияние на
структуру перевозок. Наметившаяся тенденция сокращения перевозок
сырьевых грузов, особенно в корреспонденции с развитыми
капиталистическими странами, и постепенное снижение импорта зерна
предполагается компенсировать повышением доли тарно-штучных и
облагороженных промыш-ленно-сырьевых (генеральных) грузов.
Транспортный флот будет качественно обновляться таким образом, чтобы в
условиях пропорционального сбалансированного развития всех подотраслей
морского транспорта (флот, порты, судоремонтные заводы) обеспечивать
прирост перевозок только за счет повышения производительности его
работы. Скорость доставки грузов и пассажиров увеличится в основном в
результате сокращения потерь времени в рейсе и в портах. Размеры судов в
плане не будут превышать 250-300 м (длина) и 40-50 м (ширина),
максимальные осадки судов - не более 13-15 м. Наибольший дедвейт будут
иметь суда для перевозки насыпных, навалочных и жидких грузов.
Развитие морских портов обеспечит значительное ускорение обработки
транспортных средств, сокращение сроков прохождения грузов через морские
порты или транспортные узлы, рост производительности труда на
погрузочно-разгрузочных работах благодаря внедрению новых технических
средств и технологий, ликвидации ручного труда.
Предусматривается значительно изменить структуру технологических
перегрузочных комплексов путем увеличения доли высокопроизводительных
специализированных комплексов, создания комплексов принципиально новых
типов, в том числе всепогодных для условий Арктики и Крайнего Севера.
Развитие материально-технической базы морских портов будет происходить
на основе усиления процесса концентрации переработки грузов в наиболее
крупных портах и создания на бассейнах системы портов, обслуживающих
магистральные и фидерные сообщения.
Дальнейшее развитие получит судоремонтная база отрасли. Это позволит
сократить затраты времени на ремонт судов, максимально удовлетворить
потребности флота в ремонте. Сокращение сроков ремонта судов обеспечит
развитие технического обслуживания судов (без вывода их из эксплуатации)
силами баз технического обслуживания флота и цехов межрейсового ремонта
судоремонтных заводов.
Максимального удовлетворения потребности флота в ремонте намечается
достичь путем технического перевооружения и реконструкции заводов,
решения комплекса таких задач, как обеспечение готовности заводов к
ремонту судов нового пополнения и к комплексному выполнению работ на
ремонтируемых судах.
Ускорение развития морского транспорта на основе интенсификации
предполагает перестройку структурной, инвестиционной и коммерческой
политики отрасли, совершенствование системы управления и методов
хозяйствования, внедрения достижений научно-технического прогресса
(НТП).
Ключевым направлением научно-технического прогресса на морском
транспорте должно стать ускоренное внедрение прогрессивных
транспортно-технологических систем (ТТС): контейнерной,
Строительство предприятий химической и
нефтехимической промышленности на реках или вблизи морского побережья
вызвало необходимость перевозки крупногабаритных тяжеловесных
конструкций и оборудования
пакетной, паромной, ролкерной, лихтеровозной,
перевозки режимных, скоропортящихся, тяжеловесных и крупногабаритных
грузов. Внедрение и освоение прогрессивных ТТС дадут наибольший эффект
только при комплексном их использовании различными видами транспорта и
создании единых систем управления и контроля на всем протяжении
следования грузов.
Контейнерная ТТС предназначена для перевозки генеральных грузов в
контейнерах между оборудованными терминалами (специализированными
перегрузочными комплексами) на регулярных линиях с мощными и устойчивыми
грузопотоками, сопряженных с другими видами транспорта, обеспечивающими
транспортировку грузов по схеме "от двери до двери".
Пакетная ТТС, предназначенная для эффективной транспортировки и
погрузки-выгрузки пакетированных грузов (круглого леса, пиломатериалов,
щепы, шифера, чушек алюминия, цинка и других металлов, товаров народного
потребления и т. д.), возникла при перевозках лесоматериалов и затем
распространилась на другие виды грузов. Пакетизация грузов позволила
вдвое сократить применение ручного труда, но не устранила его полностью.
Дальнейшим процессом укрупнения грузовых мест явилась контейнеризация
перевозок, обеспечивающая двукратное снижение доли ручного труда по
сравнению с пакетизацией. Ролкерная ТТС, предназначенная для
транспортировки и погрузки различной самоходной техники, а также
крупногабаритных и тяжеловесных грузов (контейнеров, пакетов) методом
наката и колесной техники своим ходом или с помощью автопогрузчиков,
позволяет резко сократить время на погрузочно-разгрузочные работы.
Преимущество этой ТТС состоит в том, что она не требует устройства в
портах механизированных причалов. В составе советского флота в
одиннадцатой пятилетке имелись специализированные суда-ролкеры восьми
типов вместимостью от 4,5 тыс. м3 до 55 тыс. м .
Паромная ТТС, предназначенная для организации перевозок грузов в
смешанном морском и железнодорожном сообщении, успешно функционировала
на Каспийском море между республиками Закавказья и Средней Азии, в
Татарском проливе между портами Ванино и Холмск и на Черном море между
портами Ильичевск и Варна.
Лихтеровозная ТТС, представляюшдя собой дальнейшее развитие перевозки
грузов укрупненными местами, значительно повысила эффективность
смешанных перевозок по морям и внутренним водным путям без перевалки
грузов в пунктах передачи с одного вида транспорта на другой.
Интенсивность грузовых работ достигает 2-2,5 тыс. т/ч без применения
ручного труда. При этом разгрузка лихтеровозов может осуществляться на
рейде. Спущенные на воду баржи (лихтеры) соединяются в речные караваны и
доставляются буксирами в верховья рек. Лихтеровозная система в
одиннадцатой пятилетке начала работать и на Дальнем Востоке.
Барже-буксирная ТТС (ББС) - система, разработанная и внедренная
благодаря достижениям в развитии судостроительной техники. Основной
конструктивной особенностью этой системы является соединение
буксира-толкача с баржей с помощью специального автоматизированного
устройства с электрогидравлическим приводом. Такое составное судно из
буксира-толкача и двух-трех барж позволяет уменьшать на 10-15%
транспортные издержки при перевозках массовых грузов (леса, угля, руды,
строительных материалов, удобрений и т. д.). Наибольшая эффективность
достигается в случае, когда один буксир обслуживает две баржи. ББС
надежно работает при высоте волны до 6 м. При большой волне буксир
отсоединяется от баржи и переходит на обычную буксировку.
Барже-буксирная система получила распространение в Дальневосточном
морском пароходстве и используется для перевозки леса из низовья Амура в
порты Дальнего Востока и Японии. Преимущество составного судна в том,
что при небольшой осадке, позволяющей обслуживать мелководные порты, оно
способно принимать на борт большое количество (9 тыс. т) груза, скорость
достигает 10 уз.
Второе направление НТП - наиболее эффективное
использование надежных проверенных практикой технических новшеств, с
тем, чтобы получить максимальную отдачу, пока они морально не устарели.
Возраст судов, работающих в загранплавании, не должен в перспективе
превышать 15 лет, чтобы обеспечить их конкурентоспособность и
соответствие повышенным экологическим требованиям большинства развитых
стран.
Третье направление НТП - научные, проектные и конструкторские
разработки, которые обеспечат создание и освоение принципиально новых
техники и технологии, многократно повышающих производительность труда.
Речь идет о технологии доставки грузов на основе дальнейшего укрупнения
грузовых мест, внедрения гибких технологий перегрузки разных категорий
грузов в случае изменения структуры грузопотока, создания безремонтных
технических средств, в том числе приспособленных для работы, например, в
Арктике и т. п.
Четвертое направление - превращение отраслевой науки в непосредственную
производительную силу. На основе опережающего развития фундаментальных и
поисковых исследований необходимо создавать научный задел,
обеспечивающий результативность последующих научных и
проектно-конструкторских разработок.
Единство технической политики в отрасли предполагает учет региональных
особенностей НТП. Внедрение его достижений в Дальневосточном бассейне и
в Арктике, где дефицит трудовых ресурсов, должно быть ориентировано на
трудосберегающие факторы, на Каспийском и Среднеазиатском бассейнах, где
трудовых ресурсов избыток,- на социальные аспекты НТП, на всех морских
бассейнах - на ресурсосбережение, обеспечение конкурентоспособности
советского морского транспорта в международном судоходстве, улучшение
условий и рост производительности труда.
Много внимания в двенадцатой пятилетке уделяется социальному развитию
отрасли. Предстоит ликвидировать тяжелый физический труд во всех видах
деятельности и в первую очередь на вспомогательных работах, улучшить
условия труда, усовершенствовать режим труда и отдыха плавсостава.
Важная роль в стабилизации кадров в первую очередь работников портов
отводится улучшению обеспеченности работников отрасли жильем, объектами
культурно-бытового назначения, особенно на Дальневосточном и Северном
бассейнах, совершенствованию системы морального и материального
стимулирования и т. д.
С 1 января 1987 г. пароходства и предприятия ММФ переведены на полный
хозяйственный расчет и самофинансирование. Это означает, что, работая в
новых условиях, пароходства и предприятия должны обеспечивать
научно-техническое, производственное и социальное развитие за счет
заработанных средств, полностью отвечать за результаты своей
хозяйственной деятельности, выполнение обязательств по перевозке грузов
и пассажиров, заданий по развитию внешнеэкономических связей,
производству промышленной продукции, а также по расчетам с
государственным бюджетом и банками.
В области совершенствования хозяйственного механизма в перспективе будут
предусмотрены новые методы хозяйствования, при которых экономические
интересы народного хозяйства, отрасли и предприятий были бы согласованы
между собой. Работа в условиях самофинансирования позволит существенно
расширить права предприятий в планировании и хозяйственной деятельности,
усилить ответственность за конечные результаты работы, укрепить
хозрасчет. Выступая как противозатратный механизм, самофинансирование
придаст больший динамизм работе коллективов, разовьет инициативу,
повысит эффективность труда. Система самофинансирования должна быть
направлена на достижение высоких конечных результатов путем: обеспечения
за счет собственных средств хозяйственной деятельности и развития
социальной сферы, капитальных вложений на строительство флота,
техническое перевооружение, реконструкцию, расширение действующих
производств; перехода на организацию перевозок грузов по прямым
договорам; применения стабильных нормативов образования фонда заработной
платы и фондов экономического стимулирования, отчислений от прибыли в
государственный бюджет; расширения прав трудовых коллективов.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.